СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 февраля 1985 г. N 177

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ

О СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМ УЧИЛИЩЕ

 

(с изм. и доп., внесенными Постановлениями Совмина СССР

от 06.11.1986 N 1326 - СП СССР, 1987, N 2, ст. 11;

от 22.02.1988 N 263)

 

Во исполнение Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 апреля 1984 г. N 315 "О дальнейшем развитии системы профессионально-технического образования и повышении ее роли в подготовке квалифицированных рабочих кадров" (СП СССР, 1984, N 19, ст. 104) Совет Министров СССР постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о среднем профессионально-техническом училище.

2. Признать утратившим силу Постановление Совета Министров СССР от 11 апреля 1980 г. N 296 "Об утверждении Положения о профессионально-технических учебных заведениях СССР" (СП СССР, 1980, N 11, ст. 77).

3. Распространить действие Положения о среднем профессионально-техническом училище на профессионально-технические училища системы Центросоюза с учетом особенностей их деятельности.

 

 

 

 

 

Утверждено

Постановлением

Совета Министров СССР

от 22 февраля 1985 г. N 177

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМ УЧИЛИЩЕ

 

(с изм. и доп., внесенными Постановлениями Совмина СССР

от 06.11.1986 N 1326 - СП СССР, 1987, N 2, ст. 11;

от 22.02.1988 N 263)

 

Раздел I

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1. Средние профессионально-технические училища осуществляют профессионально-техническое образование молодежи, обеспечивают планомерную подготовку квалифицированных рабочих кадров.

(с изм. и доп., внесенными Постановлением Совмина СССР от 06.11.1986 N 1326)

2. Главными задачами средних профессионально-технических училищ являются:

подготовка для народного хозяйства технически образованных молодых квалифицированных рабочих кадров в соответствии с требованиями социально-экономического и научно-технического прогресса, обладающих современным экономическим мышлением, глубокими и прочными знаниями основ наук, производства, современной вычислительной техники, высоким профессиональным мастерством, способных успешно осваивать новую технику и технологию, активно участвовать в их создании;

осуществление профессионального и общего среднего образования молодежи;

идейно-политическое воспитание, формирование у учащихся марксистско-ленинского мировоззрения, воспитание коммунистической убежденности, советского патриотизма и социалистического интернационализма, готовности к защите социалистического Отечества, правильного понимания внутренней и международной политики КПСС и Советского государства, происходящих в стране и мире событий;

воспитание будущих молодых рабочих сознательными и активными членами развитого социалистического общества, рачительными хозяевами своей страны с присущими рабочему классу революционной идеологией, моралью, интересами, коллективистской психологией, высокими нравственными качествами, культурой труда, поведения и быта;

воспитание бережного отношения к социалистической собственности, природе, памятникам истории и культуры;

правовое воспитание, привитие учащимся уважения к советским законам и правилам социалистического общежития, формирование сознания необходимости их соблюдения;

эстетическое воспитание, развитие потребности и способности участвовать в создании прекрасного в жизни, труде и искусстве;

физическое воспитание, укрепление здоровья учащихся.

Средние профессионально-технические училища, осуществляя возложенные на них задачи, обеспечивают всестороннее, гармоничное развитие учащихся.

(с изм. и доп., внесенными Постановлением Совмина СССР от 06.11.1986 N 1326)

3. Среднее профессионально-техническое училище входит в систему Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию, находится в непосредственном ведении государственного комитета союзной республики по профессионально-техническому образованию (в союзной республике, не имеющей областного деления), республиканского (АССР), краевого, областного, главного, городского управления профессионально-технического образования.

4. Среднее профессионально-техническое училище создается на базе предприятия (объединения, организации) с численностью работников 2 тыс. человек и более при наличии необходимой учебно-материальной базы и инженерно-педагогических кадров, а в сельской местности, как правило, в каждом административном районе и входит в состав районного агропромышленного объединения. Для предприятия с меньшей численностью работников училище может создаваться на основе отраслевой или межведомственной кооперации.

5. Предприятие (объединение, организация), на базе которого создается и действует среднее профессионально-техническое училище, подготавливающее для него квалифицированные рабочие кадры, является базовым предприятием данного учебного заведения.

Взаимоотношения среднего профессионально-технического училища и базового предприятия определяются Положением о базовом предприятии (объединении, организации) среднего профессионально-технического училища, утверждаемым Советом Министров СССР.

6. Подготовка и переподготовка рабочих кадров осуществляются в среднем профессионально-техническом училище с дневной и вечерней (сменной) формами обучения.

7. В среднем профессионально-техническом училище могут организовываться соответствующие отделения по профессиям и срокам обучения в зависимости от уровня образования поступающих, вечерние (сменные) отделения и филиалы. Филиалы являются структурным подразделением среднего профессионально-технического училища.

8. Среднее профессионально-техническое училище и его филиалы создаются, реорганизуются и ликвидируются в порядке, устанавливаемом Советом Министров союзной республики.

9. Среднее профессионально-техническое училище осуществляет подготовку квалифицированных рабочих кадров со средним образованием:

из числа молодежи, окончившей неполную среднюю школу, - срок обучения, как правило, 3 года;

из выпускников средней общеобразовательной школы - сроки обучения дифференцированы с учетом их трудовой, первоначальной профессиональной подготовки и сложности профессий и составляют, как правило, до 1 года;

из числа лиц, уволенных в запас из рядов Вооруженных Сил СССР, принятых на обучение при очередном приеме, непосредственно следующем за увольнением военнослужащего в запас, - сроки обучения сокращены.

Кроме того, в училище могут создаваться отдельные группы для молодежи, не получающей по разным причинам среднего образования, а также группы по переподготовке рабочих кадров.

10. Среднее профессионально-техническое училище может организовывать в установленном порядке по договорам с предприятием (объединением, организацией) теоретическое обучение рабочих, получающих профессиональную подготовку на производстве.

11. Перечень профессий, по которым осуществляется подготовка квалифицированных рабочих (младшего технического персонала) в среднем профессионально-техническом училище, сроки обучения, возраст лиц, принимаемых на обучение, порядок аттестации и присвоения квалификации (разряда, класса, категории) выпускникам училища утверждаются в установленном порядке Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию.

12. Планы приема молодежи в среднее профессионально-техническое училище и выпуска квалифицированных рабочих по профессиям устанавливаются училищу вышестоящим по подчиненности органом профессионально-технического образования в соответствии с государственным планом экономического и социального развития, потребностями (заявками) базового предприятия в квалифицированных рабочих кадрах и учебно-материальной базой училища.

13. Типовые правила внутреннего распорядка среднего профессионально-технического училища утверждаются Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию в установленном порядке. На основе типовых правил в каждом среднем профессионально-техническом училище разрабатываются правила внутреннего распорядка, утверждаемые директором училища по согласованию с профсоюзной и комсомольской организациями.

14. Обучение в среднем профессионально-техническом училище бесплатное.

 

Раздел II

 

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

15. Учебно-воспитательный процесс в среднем профессионально-техническом училище осуществляется на основе ленинского принципа соединения обучения с производительным трудом, направлен на подготовку учащихся к высокопроизводительному, творческому труду, воспитание у них социально-политической и общественно-трудовой активности и обеспечивает строгую преемственность обучения и воспитания учащихся с общеобразовательной школой.

16. Учебно-воспитательный процесс включает теоретическое обучение, производственное обучение и производственную практику, физическое воспитание и начальную военную подготовку, а также внеучебную воспитательную работу с учащимися.

Содержание и организация учебно-воспитательного процесса определяются учебными планами, программами и другими учебно-методическими документами, разрабатываемыми и утверждаемыми Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию.

17. Теоретическое обучение включает изучение общественных, общеобразовательных, общетехнических и специальных дисциплин и осуществляется с учетом политехнической и практической направленности преподавания. Теоретическое обучение призвано обеспечить прочное овладение учащимися основами наук, техническими, агрономическими, экономическими и другими специальными дисциплинами, раскрывающими тенденции и перспективы научно-технического и социального прогресса, выработку навыков и умений применять полученные знания на практике, особенно для создания и эксплуатации новой техники, автоматизированных производств с использованием компьютеров, роботов, микропроцессорных средств и гибких технологий.

Уровень общеобразовательной подготовки в училище должен соответствовать единому уровню общего среднего образования, установленному в стране.

Учащимся предоставляется возможность углубленного изучения по их выбору отдельных предметов с помощью факультативных и кружковых занятий.

18. Производственное обучение и производственная практика являются основой профессиональной подготовки учащихся и включают:

обучение учащихся в учебно-производственных мастерских, лабораториях, на полигонах, в учебном хозяйстве училища, а также в цехах и на участках, полях и фермах, предоставляемых училищу базовым предприятием. Профессиональные умения и навыки учащиеся приобретают в процессе изготовления полезной продукции, выполнения сложных видов работ, как правило, по заказам базового предприятия и органов профессионально-технического образования;

обучение непосредственно на рабочих местах в условиях производства с целью прочного овладения учащимися практическими навыками и умениями эффективного использования новой техники и технологии, опытом новаторов производства, прогрессивными формами организации труда, а также воспитания у учащихся высокой культуры труда, чувства бережливости, ответственности за порученное дело;

производственную практику на базовом предприятии, которая имеет целью достижение установленного уровня квалификации по профессии, завершает профессиональное обучение и обеспечивает социальную, психологическую и профессиональную адаптацию учащихся в трудовом коллективе этого предприятия.

Производственное обучение и производственная практика учащихся проводятся, как правило, на предприятии, где учащиеся будут работать после окончания училища, под руководством мастеров производственного обучения училища в составе лучших бригад и звеньев, комсомольско-молодежных коллективов, особенно в тех, где внедрен хозрасчет и оплата труда производится по конечным результатам. Для руководства практикой учащихся привлекаются передовики и новаторы производства, ветераны труда, опытные наставники.

Учащиеся во время производственной практики в списочный состав работников предприятия или организации не включаются.

Производственная практика учащихся среднего профессионально-технического училища организуется в соответствии с положением о производственной практике, утверждаемым в установленном порядке Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию.

19. Воспитательная работа осуществляется в единстве с учебным процессом в целях всестороннего и гармоничного развития личности и предусматривает тесную взаимосвязь всех видов коммунистического воспитания - идейно-политического, трудового, нравственного, военно-патриотического, правового, эстетического, физического, а также координацию усилий педагогического и ученического коллективов, общественных организаций училища и коллектива базового предприятия по формированию личности молодого рабочего.

20. Учебный год в среднем профессионально-техническом училище начинается 1 сентября, а на отделениях, укомплектованных выпускниками средней общеобразовательной школы, - не позднее 1 октября.

В среднем профессионально-техническом училище с вечерней (сменной) формой обучения, на вечерних (сменных) отделениях училища, при обучении лиц, уволенных в запас из рядов Вооруженных Сил СССР, а также при переподготовке рабочих кадров начало занятий устанавливается по мере укомплектования учебных групп.

Для учащихся, обучающихся один учебный год и более, устанавливаются каникулы, во время которых организуется отдых учащихся, проводятся мероприятия, направленные на развитие у них общественно-политической и трудовой активности. Сроки предоставления учащимся каникул и их продолжительность устанавливаются учебными планами.

Учебная нагрузка учащихся среднего профессионально-технического училища определяется учебными планами и, как правило, не должна превышать 36 часов в неделю. В училище, где обучение ведется на нерусском языке, выделяется дополнительно время на изучение русского языка.

Продолжительность работы учащихся в период производственного обучения в условиях производства и производственной практики должна соответствовать времени, отведенному учебным планом, и не превышать продолжительности рабочего времени, установленного трудовым законодательством для соответствующих категорий работников.

В среднем профессионально-техническом училище с вечерней (сменной) формой обучения и на вечерних (сменных) отделениях училища порядок осуществления учебного процесса устанавливается с учетом характера работы базового предприятия.

21. Учащиеся среднего профессионально-технического училища объединяются по профессиям в учебные группы по 25 - 30 человек.

Группы с числом учащихся свыше 25 человек делятся на две подгруппы на занятиях по иностранному языку, а также при изучении русского языка и литературы в училищах, где обучение ведется на нерусском языке.

Занятия по физическому воспитанию проводятся раздельно для юношей и девушек при наличии в группе не менее 25 человек, из которых не менее 8 юношей или девушек.

Производственное обучение по профессиям, связанным с обслуживанием сложного оборудования, выполнением опасных или сложных работ, осуществляется в группах по 12 - 15 человек. Перечень этих профессий определяется Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию по согласованию с Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам, Министерством финансов СССР и ВЦСПС.

22. Основной формой организации теоретического и производственного обучения в среднем профессионально-техническом училище является урок. Кроме того, проводятся лекции, семинарские занятия, собеседования, практикумы, консультации, самостоятельные и лабораторные работы, факультативные занятия.

23. Продолжительность урока по предметам теоретического обучения устанавливается 45 минут, длительность перемен - не менее 10 минут, а после двух уроков, как правило, - не менее 15 минут. Занятия в учебно-производственных мастерских проводятся с 10-минутными перерывами через каждые 50 минут в первый год и через каждые 1 час 50 минут во второй и последующие годы обучения. Перерыв на обед продолжительностью не менее 1 часа устанавливается, как правило, после четвертого часа занятий.

Количество и последовательность уроков определяются расписанием учебных занятий.

24. Знания, умения и навыки учащихся оцениваются по пятибалльной системе: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (плохо), 1 (очень плохо).

Поведение учащихся оценивается как примерное, хорошее, удовлетворительное и неудовлетворительное. Так же оценивается прилежание учащихся в учении и производительном труде.

25. Учащиеся среднего профессионально-технического училища, закончившие полный курс обучения и имеющие положительные итоговые оценки по всем предметам, производственному обучению и поведению, допускаются к сдаче выпускных квалификационных экзаменов. Порядок перевода учащихся училища на следующий курс и проведения выпускных квалификационных экзаменов определяется инструкцией, утверждаемой Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию.

26. Среднее профессионально-техническое училище поддерживает связь со своими выпускниками, изучает их производственную деятельность и общественную активность и на основе анализа этих данных совершенствует формы работы по обучению и воспитанию учащихся.

27. Среднее профессионально-техническое училище оказывает общеобразовательным школам содействие в трудовом воспитании, обучении и профессиональной ориентации школьников на рабочие профессии, предоставляет в установленном порядке учебно-производственные мастерские для трудового обучения, общественно полезного, производительного труда школьников.

28. Среднее профессионально-техническое училище оказывает базовому предприятию методическую помощь в профессиональном обучении рабочих непосредственно на производстве.

 

Раздел III

 

УЧАЩИЕСЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА

 

29. В среднее профессионально-техническое училище принимаются граждане СССР в возрасте до 30 лет - на дневное обучение и без ограничения возраста - на вечернее обучение и в отдельные группы по переподготовке рабочих кадров.

Прием в среднее профессионально-техническое училище производится в соответствии с правилами, утверждаемыми Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию, и с учетом перечня медицинских противопоказаний к работе и производственному обучению учащихся профессиям, по которым проводится подготовка квалифицированных рабочих кадров в этом училище, утверждаемого Министерством здравоохранения СССР и Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию по согласованию с ВЦСПС.

Медицинский отбор лиц, поступающих в училище, проводится на основании справки установленного образца о состоянии здоровья с заключением врача о профессиональной пригодности.

30. Учащимся среднего профессионально-технического училища выдаются билет учащегося и книжка успеваемости установленных Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию образцов.

31. Учащиеся среднего профессионально-технического училища имеют право:

пользоваться учебными кабинетами и лабораториями, учебно-производственными мастерскими и участками, полигонами, библиотеками и читальными залами, спортивными сооружениями, инвентарем и оборудованием, находящимися в распоряжении училища и базового предприятия;

участвовать в решении вопросов, связанных с совершенствованием учебно-воспитательной работы, укреплением трудовой и учебной дисциплины, повышением качества знаний, развитием умений и навыков, улучшением социально-культурных и жилищно-бытовых условий;

принимать участие в общественной жизни училища и базового предприятия, в деятельности органов ученического самоуправления.

32. Долг и обязанность учащихся среднего профессионально-технического училища - быть достойными гражданами социалистической Родины, знать и соблюдать Конституцию СССР, уважать Герб, Флаг и Гимн СССР, последовательно вырабатывать коммунистические убеждения и умение отстаивать их, быть верными революционным трудовым и боевым традициям Коммунистической партии и советского народа, воспитывать в себе чувство товарищества и коллективизма, активно участвовать в общественной жизни.

Учащиеся среднего профессионально-технического училища обязаны:

систематически и глубоко овладевать знаниями основ наук, вырабатывать умение применять их на практике, регулярно посещать учебные занятия, в установленные сроки добросовестно выполнять работы, предусмотренные учебными программами, и домашние задания;

постоянно повышать свой идейно-политический и культурный уровень, улучшать физическую подготовку, овладевать профессиональным мастерством, стремиться стать квалифицированными рабочими, достойным пополнением рядов рабочего класса и колхозного крестьянства;

быть дисциплинированными, соблюдать советские законы, нормы социалистического общежития, учебную и трудовую дисциплину, правила внутреннего распорядка в училище и трудового распорядка на базовом предприятии;

беречь и укреплять социалистическую собственность, беречь природу и охранять ее богатства, нетерпимо относиться ко всяким антиобщественным проявлениям;

вести здоровый образ жизни, укреплять здоровье, готовить себя к защите социалистического Отечества.

Учащиеся привлекаются к самообслуживанию и другим видам общественно полезного труда во внеучебное время в соответствии с возрастом, требованиями гигиены и охраны здоровья. Контроль за соблюдением этих требований возлагается на администрацию училища и медицинских работников, закрепленных в установленном порядке за училищем.

Запрещается отвлечение учащихся во время учебного года на сельскохозяйственные и другие работы, не связанные с учебным процессом, а во время занятий - на дежурства, для выполнения общественных поручений, участия в художественной самодеятельности, спортивных и других мероприятиях.

(с изм. и доп., внесенными Постановлением Совмина СССР от 06.11.1986 N 1326)

33. За прилежание в учебе, труде, соблюдение учебной и трудовой дисциплины, успехи в социалистическом соревновании и активное участие в общественной жизни учащиеся среднего профессионально-технического училища могут быть поощрены в установленном порядке. Поощрения применяются администрацией совместно или по согласованию с профсоюзной и комсомольской организациями учащихся.

За систематическую неуспеваемость, грубое нарушение правил поведения, пропуски занятий без уважительных причин к учащимся могут быть применены дисциплинарные взыскания вплоть до исключения из училища. Решение об исключении принимается педагогическим советом по согласованию с районной (городской) комиссией по делам несовершеннолетних.

34. Лицам, окончившим средние профессионально-технические училища и получившим в этих училищах или до поступления в них общее среднее образование, выдается соответственно диплом о присвоении квалификации (разряда, класса, категории) по профессии и получении общего среднего образования или диплом о присвоении квалификации (разряда, класса, категории) по профессии, а особо отличившимся - диплом с отличием.

Лицам, не получавшим по каким-либо причинам общего среднего образования в средних профессионально-технических училищах или до поступления в них, выдается аттестат о присвоении квалификации (разряда, класса, категории) по профессии, а особо отличившимся - аттестат с отличием.

Выпускникам среднего профессионально-технического училища, обучавшимся по профессиям, связанным с работами на объектах, поднадзорных специальным организациям и ведомствам, вместе с дипломом (аттестатом) выдается соответствующее удостоверение для допуска к работе на указанных объектах.

Квалификационные разряды, классы, категории, присвоенные выпускникам среднего профессионально-технического училища, обязательны для всех предприятий (объединений, организаций) и не могут быть снижены.

Выпускникам среднего профессионально-технического училища, имеющим по производственному обучению и не менее чем по 75 процентам других предметов учебного плана итоговую оценку "5", а по остальным предметам оценку "4" и примерное поведение, сдавшим выпускные квалификационные экзамены на оценку "5" и проявившим себя в общественной работе, выдается диплом (аттестат) с отличием.

Дипломы и аттестаты вручаются выпускникам в торжественной обстановке.

(с изм. и доп., внесенными Постановлением Совмина СССР от 06.11.1986 N 1326)

35. Выпускники среднего профессионально-технического училища, получившие диплом (аттестат) с отличием, пользуются преимущественным правом при распределении на работу, а также правом поступления в высшие и средние специальные учебные заведения непосредственно после окончания училища.

Выпускники среднего профессионально-технического училища, получившие диплом с отличием, при поступлении в высшие учебные заведения пользуются преимуществами, установленными для выпускников средних общеобразовательных школ, награжденных золотой или серебряной медалью, и выпускников средних специальных учебных заведений, получивших диплом с отличием. Лица, окончившие отделения средних профессионально-технических училищ для выпускников средних общеобразовательных школ и получившие диплом с отличием, пользуются преимуществами при поступлении в высшие учебные заведения на обучение по специальностям, соответствующим профессиям, полученным в училище, или родственным им профессиям.

(с изм. и доп., внесенными Постановлением Совмина СССР от 06.11.1986 N 1326)

Выпускники училища (до 10 процентов выпуска), получившие оценки "5" и "4" по всем предметам и успешно выдержавшие выпускные квалификационные экзамены, имеют право поступать на дневные отделения высших и средних специальных учебных заведений по соответствующим специальностям по рекомендации педагогического совета непосредственно после окончания училища при представлении справки установленного Министерством высшего и среднего специального образования СССР образца.

Лица, не поступившие в высшие и средние специальные учебные заведения, обязаны вернуться на работу по месту распределения.

36. Учащиеся среднего профессионально-технического училища с вечерней (сменной) формой обучения и вечерних (сменных) отделений училища пользуются дополнительными льготами, установленными действующим законодательством.

37. В каждой учебной группе на общем собрании учащихся избирается и приказом директора училища утверждается староста группы, который на занятиях по начальной военной подготовке является командиром взвода. Староста работает под руководством мастера производственного обучения и преподавателя - классного руководителя, закрепленных за данной группой, и подотчетен в своей работе профсоюзной и комсомольской организациям и общему собранию учащихся.

38. Медицинское обслуживание учащихся осуществляется специально закрепленными за училищем поликлиниками, здравпунктами и другими лечебно-профилактическими учреждениями. Медицинский персонал проводит лечебно-профилактические и совместно с администрацией и профсоюзным комитетом училища санитарно-гигиенические мероприятия, способствующие сохранению здоровья, физическому развитию, успешному обучению и воспитанию учащихся.

39. Нормы материального обеспечения учащихся среднего профессионально-технического училища утверждаются Советом Министров СССР. На период обучения учащимся предоставляется общежитие в установленном порядке.

Все работы, выполненные учащимися во время производственного обучения и производственной практики, оплачиваются по действующим нормам, расценкам, ставкам (окладам) с учетом установленного коэффициента, доплат и надбавок к заработной плате.

Начисленные учащимся суммы переводятся на текущий счет училища не позднее 3 дней после выплаты заработной платы рабочим предприятия. За работы, выполненные в период производственного обучения и производственной практики на предприятии, училище выплачивает учащимся, подготавливаемым для работы в сельскохозяйственном производстве, водохозяйственном строительстве и лесном хозяйстве, 75 процентов заработанных ими сумм, а подготавливаемым для работы в других отраслях народного хозяйства, - 50 процентов. Выплата производится не позднее 3 дней со дня поступления средств на текущий счет училища от предприятий, на которых учащиеся проходили производственное обучение и производственную практику. Остальные средства остаются в распоряжении училища и используются в установленном порядке.

(с изм. и доп., внесенными Постановлением Совмина СССР от 22.02.1988 N 263)

Оплата за перевыполнение норм выработки и премии выплачиваются учащимся, проходящим производственную практику в составе бригад, непосредственно на производстве в размере 100 процентов.

(с изм. и доп., внесенными Постановлением Совмина СССР от 22.02.1988 N 263)

40. Время обучения в среднем профессионально-техническом училище засчитывается в общий трудовой стаж, а также в непрерывный трудовой стаж, если перерыв между днем окончания училища и днем поступления на работу не превысил 3 месяцев.

41. Выпускники среднего профессионально-технического училища с дневной формой обучения в соответствии с государственным планом экономического и социального развития направляются на предприятия (в объединения, организации) и обеспечиваются работой согласно полученной профессии и квалификации. Направление на работу производится в соответствии с положением о распределении выпускников среднего профессионально-технического училища, утверждаемым Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию в установленном порядке.

Учащиеся, направленные на учебу предприятиями (объединениями, организациями) или получающие установленные доплаты к стипендии за счет средств предприятий (объединений, организаций), проходят там производственную практику и по окончании училища направляются только на эти предприятия (в объединения, организации).

В случае неприбытия выпускника училища на работу по месту распределения училище обязано установить причины и принять необходимые меры к направлению его к месту распределения.

42. Выпускники среднего профессионально-технического училища с дневной формой обучения обязаны проработать не менее 2 лет на предприятиях (в объединениях, организациях), куда они направлены после окончания училища. Руководителям предприятий (объединений, организаций) запрещается в течение этого срока принимать молодых рабочих - выпускников среднего профессионально-технического училища на работу без соответствующего направления училища, не разрешается переводить на работу, не связанную с полученной профессией и квалификацией, или увольнять выпускников среднего профессионально-технического училища в течение 2 лет после окончания ими этого учебного заведения без разрешения министерства (ведомства), которому подчинено предприятие (объединение, организация), а также соответствующих органов профессионально-технического образования.

43. Выпускникам среднего профессионально-технического училища, направленным на работу по распределению в другую местность (другой населенный пункт по существующему административно-территориальному делению), предприятием (объединением, организацией), на которое они направляются, оплачиваются расходы, связанные с проездом к месту работы, а также предоставляются вне очереди жилые помещения и другие льготы, предусмотренные Постановлением Совета Министров СССР от 15 июля 1981 г. N 677 (СП СССР, 1981, N 21, ст. 123).

44. Предприятия (объединения, организации) предоставляют выпускникам среднего профессионально-технического училища с дневной формой обучения, обучавшимся один учебный год и более, перед началом работы отпуск, с оплатой его из расчета тарифной ставки по присвоенному выпускнику квалификационному разряду (классу, категории) или соответствующего должностного оклада с учетом действующего в данной местности районного коэффициента. Выпускникам в возрасте до 18 лет предоставляется отпуск продолжительностью один календарный месяц, а остальным - продолжительностью, установленной для работников данной профессии и вида производства на предприятиях (в объединениях, организациях).

Выпускникам среднего профессионально-технического училища с дневной формой подготовки, обучавшимся менее одного учебного года (10 месяцев), время обучения засчитывается в трудовой стаж, дающий право на очередной отпуск.

45. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории СССР, принимаются в среднее профессионально-техническое училище на общих основаниях. На иностранных граждан и лиц без гражданства, принятых в среднее профессионально-техническое училище СССР, распространяются права и обязанности учащихся, установленные настоящим Положением.

Если международным договором СССР установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Положении, то применяются правила международного договора.

 

Раздел IV

 

МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ, ПРЕПОДАВАТЕЛИ

И ВОСПИТАТЕЛИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО

УЧИЛИЩА

 

46. Решающая роль в обучении и коммунистическом воспитании учащихся в среднем профессионально-техническом училище принадлежит мастерам производственного обучения, преподавателям и воспитателям.

47. Мастера производственного обучения и преподаватели отвечают за качество профессиональной и общеобразовательной подготовки учащихся, воспитание у них высоких идейно-политических качеств, осознанного отношения к учебе, привитие любви к избранной профессии, труду и уважения к людям труда.

48. Мастерами производственного обучения назначаются лица, имеющие, как правило, высшее или среднее специальное образование, высокую производственную квалификацию и опыт работы по соответствующей профессии. Преподавателями назначаются лица, имеющие соответствующее высшее образование. Из числа преподавателей директор училища назначает классных руководителей, обязанности которых определяются положением о классном руководителе, утверждаемым Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию. Воспитателями назначаются лица, как правило, имеющие высшее или среднее педагогическое образование.

Прием на работу и увольнение мастеров производственного обучения, преподавателей и воспитателей производятся директором среднего профессионально-технического училища.

49. Мастера производственного обучения, преподаватели - классные руководители и воспитатели среднего профессионально-технического училища проводят во внеучебное время воспитательную и культурно-массовую работу с учащимися, направленную на воспитание у них высоких моральных качеств, культуры поведения и навыков личной гигиены, оказывают помощь в выполнении домашних заданий, организации быта и досуга, проводят совместно с медицинскими работниками мероприятия по укреплению здоровья и физическому развитию учащихся.

Мастера производственного обучения, преподаватели и воспитатели работают в тесном контакте с ученическими профсоюзной и комсомольской организациями, советом общежития, советом коллектива физкультуры, родителями учащихся.

50. Обязанности мастеров производственного обучения, преподавателей и воспитателей среднего профессионально-технического училища определяются квалификационными характеристиками должностей руководящих и инженерно-педагогических работников, утверждаемыми Государственным комитетом СССР но труду и социальным вопросам.

Указанные работники проходят в установленном порядке аттестацию, по результатам которой мастерам производственного обучения, преподавателям и воспитателям могут присваиваться звания: "Мастер производственного обучения I категории", "Мастер производственного обучения II категории", "Преподаватель-методист", "Старший преподаватель" и "Воспитатель-методист".

51. Мастера производственного обучения, преподаватели и воспитатели среднего профессионально-технического училища участвуют в обсуждении на педагогическом совете, методических комиссиях, совещаниях и конференциях вопросов учебно-воспитательной, методической и производственной работы и вносят предложения по ее совершенствованию.

 

Раздел V

 

РУКОВОДСТВО СРЕДНИМ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИМ

УЧИЛИЩЕМ

 

52. Основные обязанности руководящих работников среднего профессионально-технического училища определяются квалификационными характеристиками должностей руководящих и инженерно-педагогических работников, положениями и инструкциями, утверждаемыми в установленном порядке.

53. Руководство всей деятельностью среднего профессионально-технического училища осуществляет его директор на основе настоящего Положения, приказов, инструкций и указаний вышестоящих органов.

Директор среднего профессионально-технического училища осуществляет руководство инженерно-педагогическим коллективом, подбор и расстановку кадров, создает необходимые условия для повышения идейно-политического уровня, педагогической квалификации и профессионального мастерства инженерно-педагогических работников; организует работу по профессиональной ориентации и обеспечивает выполнение планов приема молодежи в училище и выпуска квалифицированных рабочих; направляет деятельность инженерно-педагогических работников на достижение высокой эффективности процесса обучения и воспитания учащихся, несет ответственность за идейно-политическую направленность преподавания, за качество общеобразовательной и профессиональной подготовки учащихся, состояние их здоровья и физическое развитие, охрану труда, содержание и организацию внеучебной воспитательной работы; обеспечивает в училище обстановку высокой требовательности и образцовый порядок, осуществляет контроль за учебно-воспитательным процессом и деятельностью работников училища; организует хозяйственную деятельность и обеспечивает строгое соблюдение плановой, финансовой и штатной дисциплины.

Директор среднего профессионально-технического училища имеет право: производить расходы в пределах утвержденных смет по бюджетным и внебюджетным средствам; списывать с баланса в порядке, установленном для бюджетных учреждений, морально устаревшие, изношенные и непригодные для дальнейшего использования оборудование, транспортные средства, инвентарь и инструменты, когда их восстановление невозможно или экономически нецелесообразно и они не могут быть реализованы; издавать в пределах своей компетенции приказы по училищу; принимать на работу и увольнять работников училища в соответствии с трудовым законодательством.

Директор назначается в установленном порядке органом, в непосредственном подчинении которого находится среднее профессионально-техническое училище, из числа лиц, имеющих высшее образование, соответствующее, как правило, профилю училища, и стаж инженерной или педагогической работы не менее 5 лет.

54. Заместитель директора по учебно-производственной части (работе) среднего профессионально-технического училища является непосредственным организатором учебно-производственной и методической работы в училище и отвечает за выполнение учебных планов и программ, идейно-политическую направленность обучения, качество профессиональной подготовки, обобщение и распространение передового педагогического опыта, повышение квалификации инженерно-педагогических работников; осуществляет контроль за работой мастеров производственного обучения и преподавателей, посещаемостью занятий, успеваемостью и поведением учащихся.

Заместитель директора по учебно-производственной части (работе) назначается органом, в непосредственном подчинении которого находится среднее профессионально-техническое училище, по представлению директора этого училища из числа лиц, имеющих высшее образование, соответствующее профилю училища, и стаж инженерной или педагогической работы не менее 3 лет.

55. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе среднего профессионально-технического училища является непосредственным руководителем и организатором воспитательной и культурно-массовой работы в училище, отвечает за выполнение учебных планов и программ, качество знаний учащихся по общественным дисциплинам, идейно-политическую направленность преподавания; организует работу классных руководителей, воспитателей, библиотечных работников, руководителей кружков художественной самодеятельности, координирует их работу с мастерами производственного обучения по вопросам коммунистического воспитания учащихся; принимает участие в развитии военно-патриотической и физкультурно-спортивной работы; осуществляет контроль за учебно-воспитательным процессом и внеучебной работой с учащимися, помогает в работе ученическим профсоюзной и комсомольской организациям, совместно с ними организует деятельность органов ученического самоуправления.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе назначается органом, в непосредственном подчинении которого находится среднее профессионально-техническое училище, по представлению директора училища из числа лиц, имеющих высшее образование и стаж педагогической работы с молодежью не менее 3 лет.

56. Старший мастер среднего профессионально-технического училища организует производственное обучение учащихся в соответствии с требованиями учебных планов и программ, непосредственно руководит работой мастеров производственного обучения, персонала учебно-производственных мастерских и учебного хозяйства училища. Старший мастер работает под руководством заместителя директора по учебно-производственной части (работе) и назначается директором училища из числа лиц, имеющих высшее образование, соответствующее профилю училища, высокую производственную квалификацию и опыт работы по профессиональному обучению не менее 3 лет.

57. Заведующий учебной частью по общеобразовательным дисциплинам среднего профессионально-технического училища организует общеобразовательную подготовку учащихся, отвечает за выполнение учебных планов и программ, идейно-политическую направленность и качество общеобразовательной подготовки, осуществляет контроль за посещаемостью занятий, успеваемостью и поведением учащихся, участвует в составлении расписания учебных занятий.

Заведующий учебной частью работает под руководством заместителя директора по учебно-производственной части (работе) и назначается директором училища из числа лиц, имеющих высшее педагогическое образование и стаж педагогической работы не менее 3 лет.

58. Управляющий учебным хозяйством среднего профессионально-технического училища обеспечивает ведение учебного хозяйства в соответствии с задачами производственного обучения учащихся, несет ответственность за выполнение производственных планов и соблюдение сметно-финансовой дисциплины, организует производственное обучение учащихся в учебном хозяйстве.

Управляющий учебным хозяйством работает под руководством заместителя директора по учебно-производственной части (работе) и назначается директором училища из числа лиц, имеющих, как правило, высшее сельскохозяйственное образование и опыт работы по специальности не менее 3 лет.

59. Начальник (заведующий) учебно-производственной мастерской среднего профессионально-технического училища совместно со старшим мастером обеспечивает мастерские необходимыми оборудованием, материалами, инструментами, совместно с механиком - правильную эксплуатацию и ремонт оборудования, соответствие его состояния требованиям безопасности труда; ведет учет и отчетность, несет ответственность за соблюдение плановой, финансовой, договорной и трудовой дисциплины, связанной с производственной деятельностью мастерской.

Начальник (заведующий) учебно-производственной мастерской работает под руководством заместителя директора по учебно-производственной части (работе) и старшего мастера и назначается директором училища из числа лиц, имеющих, как правило, высшее образование, соответствующее профилю училища, и стаж работы по специальности не менее 3 лет.

60. Руководитель физического воспитания среднего профессионально-технического училища отвечает за выполнение программы физической подготовки учащихся, качество учебно-спортивной и спортивно-массовой работы, участвует в военно-патриотическом воспитании.

Руководитель физического воспитания назначается директором училища в установленном порядке из числа лиц, имеющих, как правило, высшее образование и опыт педагогической работы по физической культуре и спорту.

61. Военный руководитель среднего профессионально-технического училища отвечает за выполнение программы начальной военной подготовки учащихся, организует и проводит учебные занятия, осуществляет совместно с общественными организациями военно-патриотическое воспитание учащихся, руководит работой кружков по изучению основ военного дела, заведует кабинетом по начальной военной подготовке, обеспечивает сохранность оружия, боеприпасов и исправное состояние материально-технических средств для военной подготовки учащихся.

Военный руководитель назначается директором училища по согласованию с районным (городским) военным комиссариатом из числа лиц, имеющих соответствующую военную подготовку.

62. Заведующий филиалом среднего профессионально-технического училища является непосредственным организатором учебно-воспитательного процесса в филиале и подотчетен в своей деятельности директору училища. Должность заведующего филиалом среднего профессионально-технического училища (на правах заместителя директора училища) устанавливается при численности учащихся в филиале не менее 150 человек. При количестве учащихся менее 150 человек руководство учебным процессом возлагается на директора училища и его заместителей.

Заведующий филиалом назначается органом, в непосредственном подчинении которого находится среднее профессионально-техническое училище, по представлению директора училища из числа лиц, имеющих высшее образование и стаж инженерной или педагогической работы не менее 3 лет, с учетом рекомендаций руководства базового предприятия.

63. Для обеспечения коллегиального рассмотрения вопросов учебно-воспитательной и методической работы и производственной деятельности в среднем профессионально-техническом училище организуется педагогический совет из числа инженерно-педагогических работников, представителей общественных организаций и базового предприятия. Состав и деятельность педагогического совета определяются положением о педагогическом совете, утверждаемым Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию.

64. Работники среднего профессионально-технического училища систематически повышают свой идейно-политический и общеобразовательный уровень, педагогическую квалификацию и профессиональное мастерство. Мастера производственного обучения в установленном порядке проходят стажировку на передовых предприятиях (в объединениях, организациях).

65. Работники среднего профессионально-технического училища обязаны соблюдать социалистическую законность, государственную и трудовую дисциплину, бережно относиться к имуществу училища, правильно осуществлять эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования и инструментов, экономно расходовать материальные ценности и денежные средства училища.

66. Орган профессионально-технического образования, в ведении которого находится среднее профессионально-техническое училище, обязан проявлять заботу о поддержании авторитета и престижа инженерно-педагогических работников, всемерно способствовать их политической учебе, повышению квалификации, самообразованию; принимать необходимые меры к закреплению педагогических кадров, заботиться об улучшении условий их труда и быта, медицинском обслуживании, санаторном лечении, предоставлении им жилья.

 

Раздел VI

 

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДНЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА

И УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

 

67. В соответствии с Уставом профессиональных союзов СССР в среднем профессионально-техническом училище создаются первичные профсоюзные организации учащихся и работников. Профсоюзная организация учащихся в своей деятельности руководствуется положением о профсоюзной организации учащихся профессионально-технического училища, утверждаемым ВЦСПС. Она принимает активное участие в повышении качества подготовки квалифицированных рабочих кадров, формировании социально активных тружеников, воспитании их на революционных, боевых и трудовых традициях рабочего класса, способствует развитию у учащихся интереса к техническому и художественному творчеству, совместно с комсомольской организацией, администрацией организует социалистическое соревнование в коллективе учащихся, проявляет заботу об улучшении условий учебы, быта, труда, отдыха и медицинского обслуживания учащихся.

68. В соответствии с Уставом ВЛКСМ в среднем профессионально-техническом училище создается комсомольская организация, которая оказывает помощь педагогическому коллективу в идейно-политическом воспитании учащихся, повышении качества их учебы, укреплении дисциплины и формировании культуры поведения. Все вопросы обучения, труда, быта и отдыха учащихся решаются при непосредственном участии комсомольской организации.

69. В среднем профессионально-техническом училище в установленном порядке создаются первичные организации Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов, Всесоюзного совета научно-технических обществ, Всесоюзного добровольного общества содействия армии, авиации и флоту, Всесоюзного добровольного спортивного общества "Трудовые резервы" и другие.

Создаются также ученические кружки, общественные конструкторские бюро, спортивные секции, клубы и другие объединения учащихся.

70. В среднем профессионально-техническом училище, имеющем общежитие, из числа проживающих избирается совет общежития. Деятельность совета общежития определяется типовым положением о совете общежития среднего профессионально-технического училища, утверждаемым Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию по согласованию с ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ.

71. Для обеспечения постоянной связи педагогического коллектива среднего профессионально-технического училища с семьей избирается родительский комитет училища, деятельность которого определяется положением, утверждаемым государственным комитетом союзной республики по профессионально-техническому образованию.

 

Раздел VII

 

УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА, ФИНАНСИРОВАНИЕ И ОТЧЕТНОСТЬ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА

 

72. К учебно-материальной базе среднего профессионально-технического училища относятся здания и сооружения, земельные участки, инвентарь и другое оборудование, а также учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, электронно-вычислительная техника.

Для обеспечения высокого качества подготовки квалифицированных рабочих кадров среднее профессионально-техническое училище должно располагать:

учебными кабинетами и лабораториями, оснащенными учебно-лабораторным оборудованием, техническими средствами обучения, учебно-наглядными пособиями;

учебно-производственными мастерскими и участками для подготовки рабочих по каждой профессии или группе профессий, по которым осуществляется обучение, учебным хозяйством, полигонами, оснащенными современным оборудованием, отвечающим требованиям безопасности труда, материалами, инструментами и приспособлениями;

помещениями, спортивными сооружениями и инвентарем для проведения уроков физического воспитания и начальной военной подготовки учащихся, учебно-спортивной и спортивно-массовой работы, занятий кружков художественной самодеятельности и технического творчества;

библиотекой, читальным и актовым залами;

помещением для медицинского пункта, столовой, общежитием для учащихся, оборудованными в соответствии с действующими нормативами и санитарными правилами;

помещениями для педагогических работников, общественных организаций, административного и обслуживающего персонала, коммунально-бытовыми и другими помещениями.

Учебное хозяйство среднего профессионально-технического училища должно иметь земельный участок, сельскохозяйственную технику, поголовье сельскохозяйственных животных, учебно-производственные и жилищно-бытовые постройки.

Типовые нормативы оснащения учебно-производственных мастерских и участков, полигонов, учебных хозяйств, учебных кабинетов, лабораторий утверждаются Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию по согласованию с соответствующими министерствами и ведомствами.

73. Обеспечение среднего профессионально-технического училища современным оборудованием, машинами, механизмами, транспортными средствами, сельскохозяйственной и мелиоративной техникой, запасными частями для их ремонта, горюче-смазочными материалами, приспособлениями, измерительным, режущим и другим инструментом, топливом, электроэнергией, а также ремонт зданий и оборудования осуществляются базовым предприятием за счет своих фондов. Базовое предприятие, а также организации, предприятия и учреждения, для которых училища на основе отраслевой и межведомственной кооперации готовят квалифицированных рабочих, безвозмездно предоставляют среднему профессионально-техническому училищу помещения, выделяют необходимые оборудование, технику, приборы, инструменты и материалы как для учебных целей, так и для выполнения в процессе производственного обучения заказов базового предприятия.

Выделение земельных участков для учебного хозяйства среднего профессионально-технического училища производится в установленном порядке.

74. Лица, виновные в порче имущества и причинении училищу материального ущерба, несут ответственность в установленном порядке.

75. Здания, сооружения, оборудование, инвентарь и другое имущество среднего профессионально-технического училища используются по прямому назначению.

76. Финансирование среднего профессионально-технического училища производится за счет ассигнований из государственного бюджета в соответствии со сметой, утверждаемой в установленном порядке, средств предприятий (объединений, организаций), для которых осуществляется подготовка рабочих кадров по договорам, а также за счет внебюджетных средств.

77. Среднее профессионально-техническое училище ведет установленные для него делопроизводство, архив, бухгалтерскую и статистическую отчетность, отчитывается о работе перед вышестоящим органом и представляет статистическую отчетность и другие сведения в соответствующие организации.

78. Среднее профессионально-техническое училище пользуется правами юридического лица, имеет печать с изображением Государственного герба союзной республики, наименованием учебного заведения и органа, в ведении которого оно находится.

 

 

 


 
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010.
Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы.

При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка на Tehnorma.RU обязательна.


Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием.
 
Яндекс цитирования