Утверждаю Заместитель Министра здравоохранения СССР А.Г.САФОНОВ от 13 ноября 1984 г. N 06-14/14 Согласовано ЦК профсоюза медицинских работников протокол N 33 от 25 октября 1984 года Вводятся в действие с 1 января 1985 года МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ОПЕРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ ОХРАНЫ ТРУДА В ОРГАНАХ, УЧРЕЖДЕНИЯХ, ОРГАНИЗАЦИЯХ И НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР Настоящие Методические рекомендации
содержат основные положения по организации оперативного контроля
за состоянием охраны труда. Рекомендации подготовлены Отделом охраны
труда и техники безопасности Министерства здравоохранения СССР и Отделом охраны
труда ЦК профсоюза медицинских работников. Рекомендации вводятся в действие с 1
января 1985 года. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Оперативный
контроль в системе управления охраной труда является основной формой контроля
руководителей органов, учреждений, организаций и предприятий системы
Министерства здравоохранения СССР совместно с комитетами профсоюза за
состоянием условий и безопасности труда, соблюдением всеми должностными лицами
и работающими требований трудового законодательства, стандартов безопасности
труда, правил, норм, инструкций и других нормативно-технических документов по
охране труда на рабочих местах, в отдалениях, лабораториях, кабинетах и
других структурных подразделениях, а также в учреждениях, организациях и на
предприятиях. 1.2. Оперативный
контроль не исключает проведение административного контроля в соответствии с
должностными обязанностями руководителей органов, учреждений, организаций и
предприятий в соответствии с Положением об организации работы по охране труда и
технике безопасности в органах, учреждениях, организациях и на предприятиях
системы министерства здравоохранения СССР, утвержденным Приказом Министерства
здравоохранения СССР от 30.08.82 N 862 и общественного контроля комитетов
профсоюза в соответствии с Основами законодательства Союза ССР и союзных
республик о труде, а также положительного опыта, накопленного рядом органов,
учреждений, организаций и предприятий в области проведения оперативного контроля за состоянием охраны труда. 1.3. Оперативный контроль направлен на: - усиление работы по предупреждению
производственного травматизма; - повышение личной ответственности
руководителей хозяйственных и профсоюзных организаций за обеспечение здоровых и
безопасных условий труда работающих; - обеспечение постоянного участия в этой
работе широкого актива общественности. 1.4. Состав комиссий, порядок организации
и конкретные сроки (графики) проведения оперативного контроля на местах
определяются руководителями органов, учреждений, организаций и предприятий
совместно с профсоюзными комитетами. 2. ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ
ОПЕРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ 2.1. Первая ступень
контроля осуществляется руководителем структурного подразделения и общественным
инспектором по охране труда данного подразделения, которые ежедневно перед
началом работы и в течение рабочей смены обходят рабочие места, выявляют нарушения
правил техники безопасности и записывают их в журнал первой ступени
оперативного контроля (Приложение N 1) с указанием сроков их устранения и
ответственных лиц. 2.2. Устранение выявленных нарушений, как
правило, должно производиться незамедлительно под непосредственным надзором
руководителя структурного подразделения. Если недостатки, выявленные проверкой,
не могут быть устранены силами структурного подразделения, то его руководитель
должен доложить об этом руководителю учреждения для принятия соответствующих
мер. В случае грубого нарушения правил и норм
охраны труда, которое может причинить ущерб здоровью
работающих или привести к аварии, работа приостанавливается до устранения этого
нарушения. 2.3. На первой ступени контроля
рекомендуется проверить: - выполнение мероприятий по устранению
нарушений, выявленных предыдущей проверкой; - состояние и правильность организации
рабочих мест; - наличие у работающих удостоверений по
технике безопасности, нарядов-допусков на выполнение работ с повышенной
опасностью; - наличие и соблюдение работающими
инструкций по технике безопасности; - состояние уголков (стендов) по охране
труда, наличие и состояние плакатов по охране труда, сигнальных цветов и знаков
безопасности; - своевременность и качество проведения
инструктажа работающих по безопасности труда; - наличие и состояние защитных,
противопожарных средств, устройств и контрольно-измерительных приборов; - наличие и правильность использования работающими средств индивидуальной защиты; - требования безопасности при
эксплуатации медицинского оборудования, электронагревательных приборов,
оборудования хозяйственного назначения, сосудов, работающих под давлением,
грузоподъемных и транспортных средств; - исправность и работу приточно-вытяжной
вентиляции и местных вентиляционных устройств; - соблюдение
работающими правил электробезопасности при работе на электроустановках и с
электроприборами; - соблюдение правил безопасности при
работе с вредными, пожаровзрывоопасными,
радиоактивными, ядовитыми веществами и с заразным материалом; - состояние санитарно-бытовых помещений и
устройств; - соблюдение установленного режима и
отдыха, трудовой дисциплины; охрану труда женщин и подростков. 3. ВТОРАЯ СТУПЕНЬ
ОПЕРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ 3.1. Вторая ступень контроля
проводится комиссией, возглавляемой руководителем учреждения, организации,
предприятия и председателем профсоюзного комитета с привлечением председателя
комиссии охраны труда профсоюзного комитета и соответствующих специалистов,
которая не реже одного раза в квартал производит проверку состояния охраны
труда в структурных подразделениях и выполнение мероприятий по обеспечению
безопасного проведения работ, устранению нарушений, записанных в журнале первой
ступени оперативного контроля. 3.2. Результаты проверки записываются в
журнале второй ступени оперативного контроля (Приложение N 2). По выявленным
нарушениям комиссия намечает мероприятия, а руководитель учреждения назначает
исполнителей и сроки исполнения (при необходимости издается приказ по учреждению,
организации, предприятию). Если намеченные мероприятия не могут быть
выполнены силами учреждения, то руководитель учреждения по окончании работы
комиссии обязан доложить об этом руководителю вышестоящего органа или
учреждения для принятия соответствующих мер. В случае грубого нарушения правил и норм
охраны труда, которое может причинить ущерб здоровью
работающих или привести к аварии, работа приостанавливается комиссией до
устранения этого нарушения. 3.3. На второй ступени контроля
рекомендуется проверять: - организацию и результаты работы первой
ступени контроля; - выполнение мероприятий, намеченных в
результате проведения второй и третьей ступеней контроля; - выполнение приказов и распоряжений
руководителя органа, учреждения решений профсоюзного комитета, предложений
общественных инспекторов по вопросам охраны труда; - выполнение мероприятий по предписаниям
и указаниям органов надзора и контроля; - выполнение мероприятий по материалам
расследования несчастных случаев; - своевременность и качество проведения
обучения и инструктажа работающих по безопасности
труда; - состояние уголков по технике
безопасности, наличие и состояние плакатов по охране труда, сигнальных цветов и
знаков безопасности; - наличие и состояние защитных,
сигнальных и противопожарных средств и устройств, контрольно-измерительных
приборов; - наличие и правильность использования работающими средств индивидуальной защиты; - исправность и соответствие
медицинского, технологического, грузоподъемного и другого оборудования
требованиям стандартов безопасности труда и другой нормативно-технической
документации по охране труда и соблюдение графиков планово-предупредительных
ремонтов медицинского и технологического оборудования; - соблюдение
работающими правил электробезопасности при работе на электроустановках и с
электроприборами; - соблюдение правил безопасности при
работе с вредными, пожаровзрывоопасными,
радиоактивными, ядовитыми веществами и с заразным материалом; - состояние санитарно-бытовых помещений и
устройств; - состояние переходов и галерей; - правильность заполнения
паспорта санитарно-технического состояния условий труда в учреждении; - соблюдение установленного режима труда
и отдыха, трудовой дисциплины, охрану труда женщин и подростков. 4. ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ
ОПЕРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ 4.1. Не реже двух раз в год вышестоящий
орган здравоохранения совместно с республиканским (краевым, областным,
городским) комитетом профсоюза заслушивают отчеты руководителей
подведомственных учреждений, организаций, предприятий и председателей
профсоюзных комитетов о проделанной работе по созданию безопасных условий
труда, о проведении оперативного контроля предыдущих ступеней и о выполнении
ранее принятых решений. 4.2. Заслушиванию отчетов предшествует
проверка организации работы по созданию безопасных условий труда в
подведомственных учреждениях, организациях, предприятиях. 4.3. По результатам рассмотрения издается
приказ (информационное письмо), который доводится до подведомственных учреждений,
организаций, предприятий для выполнения принятых решений и устранения
недостатков. 4.4. На третьей ступени контроля
рекомендуется проверять: - организацию и результаты работы первой
и второй ступеней контроля; - выполнение мероприятий, намеченных в
результате проведения третьей ступени контроля; - выполнение приказов и распоряжений
вышестоящих хозяйственных органов, постановлений и решений профсоюзных органов,
предписаний и указаний органов надзора и контроля, приказов руководителя
учреждения, организации, предприятия и решений профсоюзного комитета по
вопросам охраны труда; - выполнение мероприятий, предусмотренных
комплексными планами, коллективными договорами, соглашениями по охране труда; - выполнение мероприятий по материалам
расследования тяжелых и групповых несчастных случаев и аварий; - наличие и правильность ведения паспорта санитарно-технического состояния условий труда
в учреждении; - организацию внедрения стандартов
безопасности труда; - состояние кабинетов по охране труда; - состояние стендов по охране труда,
своевременное и правильное их оформление; - организацию и качество проведения
обучения и инструктажей работающих по безопасности труда; - техническое состояние и содержание
зданий, сооружений, помещений подразделений и прилегающих к ним территорий в
соответствии с требованиями нормативно-технической документации по охране
труда, состояние проезжей и пешеходной частей дорог, тоннелей, переходов и
галерей, обеспеченность работающих санитарно-бытовыми помещениями и
устройствами; - обеспеченность работающих спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты,
правильность их выдачи, хранения, организации стирки, чистки и ремонта; - соблюдение установленного режима труда
и отдыха, трудовой дисциплины, охрану труда женщин и подростков. 5. Контроль за
внедрением и проведением оперативного контроля осуществляют министерства
здравоохранения союзных республик и республиканские комитеты профсоюза
медицинских работников. 6. Настоящие Методические рекомендации
разрешается размножить в необходимом количестве. Приложение N 1 ФОРМА ЖУРНАЛА ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ОПЕРАТИВНОГО
КОНТРОЛЯ
Примечание: 1. На обложке журнала
записывается наименование структурного подразделения, даты начала и окончания
ведения журнала. 2. На первой странице рекомендуется
привести памятку по проведению ступени контроля, на второй странице - выдержки
из Положения об общественном инспекторе по охране труда. Приложение N 2 ФОРМА ЖУРНАЛА ВТОРОЙ СТУПЕНИ ОПЕРАТИВНОГО
КОНТРОЛЯ
Примечание: 1. На
обложке журнала записывается наименование учреждения, организации, предприятия,
ф.и.о. руководителя учреждения, организации,
предприятия, даты начала и окончания ведения журнала. 2. На первой странице рекомендуется
привести памятку по проведению второй ступени контроля. |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |