МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА РСФСР ЦИРКУЛЯРНОЕ ПИСЬМО от 6 июля 1984 г. N 71-ц ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ГАЗОБАЛЛОННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В связи с ожидаемым массовым поступлением
газобаллонных автомобилей в ряд автотранспортных предприятий и в целях полного
обеспечения их квалифицированным персоналом, знающим эксплуатацию, ремонт и
техническое обслуживание газобаллонных автомобилей, Министерство приказывает: 1. Начальникам республиканских и
территориальных объединений автомобильного транспорта, Главленавтотрансу: 1.1. Организовать в 1984 - 1985 годах при
учебно-курсовых комбинатах специализированные учебные кабинеты и участки в АТП
для проведения лабораторных и лабораторно-практических работ и приступить к
переподготовке водителей, ремонтных рабочих и инженерно-технических работников
автотранспортных предприятий и подготовке учащихся по эксплуатации
газобаллонных автомобилей, работающих на сжиженном и сжатом природном газе. Количество и категории работников,
подлежащих обучению, сроки занятий определить с учетом начала поступления
газобаллонных автомобилей и полного удовлетворения предприятий необходимыми
специалистами. Учебные кабинеты и участки оборудовать в
соответствии с прилагаемым Перечнем (Приложение N 1). Обеспечить
учебно-курсовые комбинаты необходимыми агрегатами, узлами, деталями и приборами
газобаллонных установок в соответствии с Перечнем. Выделять учебно-курсовым
комбинатам газобаллонные автомобили в необходимом количестве в соответствии с
программой. 1.2. Разработать инструкции по технике безопасности с учетом местных условий для всех категорий
работников на основе типовой для автослесаря (Приложение N 2) и
обеспечить ее изучение. 1.3. Водители, назначаемые для работы на
газобаллонных автомобилях, обязаны пройти обучение в учебно-курсовых комбинатах
по специальной программе (Приложение N 3), а с учащимися их обучение
по этой программе осуществлять при отработке II раздела основной программы
подготовки водителей категории "С" и на лабораторно-практических
занятиях. 1.4. Водителям, окончившим курсы
переподготовки для работы на газобаллонных автомобилях и сдавшим зачет,
выдавать свидетельство установленного образца (Приложение N 4). 1.5. Организовать
изучение особенностей устройства, эксплуатации и обслуживания газобаллонных
автомобилей с мастерами производственного обучения на курсах повышения
квалификации при Костромском, Оренбургском, Иркутском учебно-курсовых
комбинатах и при Центральном учебно-курсовом комбинате Управления учебных
заведений. 2. Главленавтотрансу
(т. Коростину) подготовить и провести на базе
Ленинградского учебно-курсового комбината и автотранспортных предприятий в
октябре т.г. пятидневные занятия с ведущими преподавателями
учебной сети Министерства (в количестве 50 - 60 человек) по изучению
особенностей устройства, эксплуатации и технического обслуживания газобаллонных
автомобилей. Тематику занятий представить в Управление
учебных заведений к 15 сентября 1984 года. 3. Управлению учебных заведений (т. Шацких), начиная с 1985 года, организовать на курсах
повышения квалификации инженерно-педагогических работников при Центральном
учебно-курсовом комбинате изучение слушателями газобаллонных автомобилей,
правил их эксплуатации. 4. Контроль за
исполнением настоящего указания возложить на республиканские и территориальные
объединения автомобильного транспорта и Главленавтотранс. Заместитель Министра А.А.ШЕВЧУК Приложение N 1 к циркулярному письму Минавтотранса РСФСР от 6 июля 1984 г. N 71-ц ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ УЧЕБНОГО КАБИНЕТА ПО СИСТЕМЕ ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ, РАБОТАЮЩИХ НА СЖАТОМ ПРИРОДНОМ ГАЗЕ ┌───┬────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ N │ Наименование │ │п/п│ │ ├───┼────────────────────────────────────────────────────────────┤ │ 1 │ 2 │ ├───┼────────────────────────────────────────────────────────────┤ │ │ I │ │ │ │ │1. │Двигатель ЗИЛ-138А, ГАЗ-53-27 и ГАЗ-52-27 │ │2. │Баллоны для работы на сжатом природном газе и их арматура │ │3. │Газопроводы и соединительные детали │ │4. │Вентили магистральные │ │5. │Вентили расходные │ │6. │Подогреватель сжатого газа │ │7. │Газовый редуктор высокого давления │ │8. │Газовый редуктор низкого давления │ │9. │Электромагнитные запорные клапаны для газа │ │10.│Электромагнитные запорные клапаны для бензина │ │11.│Карбюратор-смеситель К-126Д │ │12.│Карбюратор-смеситель К-91 │ │13.│Принципиальная схема работы системы питания газобаллонного │ │ │автомобиля ЗИЛ-138А, работающих на сжатом природном газе │ │14.│Принципиальная схема работы системы питания газобаллонных │ │ │автомобилей ГАЗ-53-27 и ГАЗ-52-27, работающих на сжатом │ │ │природном газе │ │15.│Схема работы редуктора: двигатель не работает, магистральный│ │ │вентиль закрыт │ │16.│Схема работы редуктора: двигатель не работает, расходный и │ │ │магистральный вентили открыты │ │17.│Схема работы редуктора: двигатель работает на холостом ходу │ │18.│Схема работы редуктора: двигатель работает с малой и средней│ │ │нагрузкой │ │19.│Схема работы редуктора: двигатель работает с полной нагруз- │ │ │кой │ │20.│Газоанализатор │ │21.│Плакаты и схемы в комплекте │ │22.│Инструмент в комплекте │ │23.│Щит демонстрационный: виды и периодичность технического │ │ │обслуживания │ │24.│Щит демонстрационный: ежедневное обслуживание (ЕО) │ │25.│Щит демонстрационный: первое тех. обслуживание ТО-1 │ │26.│Щит демонстрационный: второе тех. обслуживание ТО-2 │ │27.│Щит демонстрационный: сезонное обслуживание СО │ │28.│Щит демонстрационный: характерные неисправности при работе │ │ │двигателя на газе и способы их устранения │ │29.│Щит демонстрационный: требования техники безопасности при │ │ │эксплуатации и тех. обслуживании газобаллонных автомобилей, │ │ │работающих на сжиженном и сжатом природном газе для ИТР, │ │ │водителей, заправщиков и ремонтных рабочих │ │30.│Проект участка по диагностике, ТО и ремонту газовой аппара- │ │ │туры низкого давления │ │ │ │ │ │ II │ │ │ │ │1. │Двигатель ГАЗ-53-07 │ │2. │Баллон для сжиженного газа с арматурой │ │3. │Баллон для сжиженного газа с арматурой разрезной │ │4. │Магистральный вентиль │ │5. │Испаритель газа разрезной │ │6. │Испаритель газа неразрезной │ │7. │Магистральный газовый фильтр │ │8. │Газовый редуктор разрезной │ │9. │Газовый редуктор неразрезной │ │10.│Газовый смеситель СГ-250 неразрезной │ │11.│Карбюратор для резервной системы питания │ │12.│Принципиальная схема работы системы питания газобаллонных │ │ │автомобилей, работающих на сжиженном газе │ │13.│Принципиальная схема работы системы питания газобаллонных │ │ │автомобилей, работающих на сжиженном газе │ │14.│Схема работы редуктора: двигатель не работает │ │15.│Схема работы редуктора: двигатель не работает, расходный и │ │ │магистральный вентили открыты │ │16.│Схема работы редуктора: двигатель работает на холостом ходу │ │17.│Схема работы редуктора: двигатель работает на частичных │ │ │нагрузках │ │18.│Схема работы редуктора: двигатель работает с полной нагруз- │ │ │кой │ │19.│Карбюратор К-22 │ │20.│Карбюратор К-126Д │ │21.│Карбюратор К-126Б │ │22.│Газоанализатор │ │23.│Плакаты и схемы в комплекте │ │24.│Инструмент в комплекте │ │ │ │ │ │ III │ │ │ │ │1. │Помещение под постановку 2-х автомобилей, работающих на │ │ │сжиженном и сжатом природном газе в комплекте газового │ │ │оборудования │ │2. │Помещение под передвижную газонаполнительную станцию (ГНС) │ │3. │Оборудование по системе питания газобаллонных автомобилей, │ │ │работающих на сжиженном газе в комплекте │ │4. │Оборудование по системе питания газобаллонных автомобилей, │ │ │работающих на сжатом природном газе │ │5. │Газоанализаторы │ │6. │Стенды: для регулировки и устранения негерметичности газово-│ │ │го редуктора, смесителей и трубопроводов │ │7. │Инструмент │ │8. │Плакаты, схемы и инструктивные карты │ └───┴────────────────────────────────────────────────────────────┘ Начальник Управления учебных заведений В.И.ШАЦКИХ Приложение N 2 к циркулярному письму Минавтотранса РСФСР от 6 июля 1984 г. N 71-ц ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ АВТОСЛЕСАРЯ ПРИ ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТЕ ГАЗОБАЛЛОННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ (Является дополнением к общей Инструкции по технике безопасности для слесаря) 1. Общие положения 1.1. Сжиженные нефтяные топливные газы
имеют пожаро- и взрывоопасные свойства. 1.2. Для обеспечения техники безопасности
при работе на газобаллонных автомобилях следует, в основном, руководствоваться
правилами техники безопасности и правилами технической эксплуатации бензиновых
автомобилей. 1.3. Виновные в нарушении настоящей
Инструкции привлекаются к дисциплинарной ответственности. 2. Обслуживание и
ремонт газобаллонных автомобилей 2.1. Перед началом работ необходимо
проверить исправность инструмента и оборудования рабочего места, а также
убедиться включена ли вентиляция помещения. 2.2. Все работы по ремонту газобаллонных
автомобилей должны производиться при закрытых баллонных и магистральных
вентилях. 2.3. Перемещение автомобиля в
профилактории, а также регулировка электрооборудования и опробование тормозов
производится при работе двигателя на бензине. 2.4. Техническое обслуживание и ремонт,
монтаж и демонтаж газовой системы питания производится слесарем по обслуживанию
и ремонту газового оборудования. 2.5. При возникновении утечек газа на
автомобиле, находящемся в помещении, его следует отбуксировать на улицу и
проветрить помещение с целью удаления газовоздушной
смеси, особенно смотровых ям. 2.6. Перед началом огневых (сварка, кузнечные, медницкие и т.п.) работ и перед искусственной
сушкой при окрасочных работах с газобаллонного автомобиля должен быть
демонтирован газовый баллон. 2.7. Проверку и ремонт приборов
электрооборудования можно вести только после проветривания подкапотного
пространства на автомобиле. 2.8. Если при проведении ремонтных работ
по автомобилю и двигателю возникает возможность механического повреждения узлов
и магистралей газовой системы питания, они должны быть демонтированы с
автомобиля. 2.9. При обслуживании и ремонте
газобаллонного автомобиля запрещается: - пускать двигатель на газе; - производить ремонт при наличии утечек
газа на автомобиле; - очищать краску и красить наполненный
газом баллон; - производить ремонт при наличии людей в
кабине или в кузове автомобиля. 3. Противопожарные
мероприятия 3.1. Курить и пользоваться открытым огнем
разрешается только в специально отведенных для этой цели местах. 3.2. В помещениях зон технического
обслуживания и ремонта во время нахождения в них газобаллонных автомобилей
нельзя пользоваться открытым огнем, выполнять сварочные работы, работать на
заточных станках, кузнечных горнах. 3.3. Вспыхнувший газ на автомобиле нужно
тушить углекислым или порошковым огнетушителями, песком, кошмой, струей
распыленной воды. Баллон со сжиженным газом следует обильно поливать холодной
водой с целью предупреждения чрезмерного повышения в нем давления. 3.4. Запрещается: - подносить к автомобилю открытый огонь
для освещения, пайки, сварки и т.п.; - ремонтировать автомобиль при наличии в
кузове горючих или легковоспламеняющихся грузов; - при обслуживании и ремонте пользоваться
паяльными лампами и другими средствами подогрева с открытым пламенем; - при проведении технического
обслуживания и ремонта газобаллонного автомобиля работать в помещениях, не
снабженных естественной или принудительной вентиляцией и не обеспеченных
противопожарным инвентарем. Главный инженер АТП "__" ______________ 198_ г. Приложение N 3 к циркулярному письму Минавтотранса РСФСР от 6 июля 1984 г. N 71-ц Утверждено Управлением учебных заведений Министерства автомобильного транспорта РСФСР ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ПРОГРАММА ПЕРЕПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ РАБОТЫ НА ГАЗОБАЛЛОННЫХ АВТОМОБИЛЯХ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА Программа является дополнением к основной
программе подготовки водителей транспортных средств. Она предусматривает
изучение устройства газобаллонных установок автомобилей (на примерах ГАЗ-53-07,
ГАЗ-52-07, ЗИЛ-138, ГАЗ-24-07 с двигателями, конвертированными для работы на
сжиженных газах, а также автомобилей ЗИЛ и ГАЗ, работающих на сжатом природном
газе); правила их эксплуатации и меры безопасности при работе на газобаллонных
автомобилях. Практические занятия по теме 3 проводятся
в специально оборудованном кабинете. Практические занятия по теме 4 проводятся
на ходовом газобаллонном автомобиле. Детальное изучение устройства и
технического обслуживания газобаллонных установок должно проводиться на базе
газобаллонных автомобилей, эксплуатируемых в данном автотранспортном
предприятии. При обучении вождению газобаллонного
автомобиля на каждого учащегося отводится по 2 часа (вне сетки учебного плана),
за время которых учащиеся обучаются особенностям вождения газобаллонных
автомобилей. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ┌───┬──────────────────────────────────────┬─────────────────────┐ │ N │ Темы │ Количество часов │ │п/п│ ├─────┬───────────────┤ │ │ │всего│ в том числе │ │ │ │ ├──────┬────────┤ │ │ │ │теория│практика│ ├───┼──────────────────────────────────────┼─────┼──────┼────────┤ │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ ├───┼──────────────────────────────────────┼─────┼──────┼────────┤ │1. │Введение │2 │2 │- │ │2. │Топливо для газобаллонных автомобилей │4 │4 │- │ │3. │Автомобильные газобаллонные установки │16 │8 │8 │ │4. │Неисправности и техническое обслужива-│14 │8 │6 │ │ │ние газобаллонных установок │ │ │ │ │5. │Меры безопасности при работе на газо- │2 │2 │- │ │ │баллонных автомобилях │ │ │ │ │ │Зачет │2 │2 │- │ ├───┼──────────────────────────────────────┼─────┼──────┼────────┤ │ │Всего │40 │26 │14 │ └───┴──────────────────────────────────────┴─────┴──────┴────────┘ ПРОГРАММА Тема 1. Введение. Развитие газобаллонного транспорта в СССР
в одиннадцатой пятилетке. Модификация (по степени сжатия) грузовых автомобилей,
работающих на сжатом природном газе. Преимущества газобаллонных автомобилей по
сравнению с карбюраторными и дизельными автомобилями: снижение затрат на
топливо, экономия бензина, снижение загрязнения окружающей среды, снижение
износа двигателей и т.п. Тема 2. Топливо для газобаллонных
автомобилей. Сжиженные и сжатые газы, применяемые в
качестве топлива для газобаллонных автомобилей; их основные виды и способы
получения. Основные свойства газов: теплотворность,
октановое число, сжижаемость. Сравнительный анализ автомобилей,
работающих на сжиженных и сжатых газах. Преимущества газобаллонных автомобилей,
работающих на сжиженных газах по сравнению с автомобилями, работающими на
сжатых газах. Преимущества и недостатки работы
двигателя на газе по сравнению с работой на бензине. Тема 3. Автомобильные газобаллонные
установки. Схемы газобаллонных установок для сжатых
газов и для сжиженных газов. Назначение, расположение и взаимодействие
приборов газобаллонных установок. Устройство баллонов и их арматура.
Клеймение и окраска баллонов. Устройство, принцип действия и
эксплуатационные регулировки газовых редукторов, смесителей, распылителей.
Подогреватель газа. Магистральный вентиль, газовые фильтры. Управление
приборами газобаллонных установок. Карбюратор-смеситель и его регулировка на
малую частоту вращения коленчатого вала двигателя. Газопроводы высокого и низкого давления и
их соединение. Манометры высокого и низкого давления. Практические занятия. Углубленное изучение газобаллонных
установок для сжатых и сжиженных газов в процессе их разборки и сборки. Тема 4. Неисправности и техническое
обслуживание газобаллонных установок. Основные неисправности приборов и деталей
газобаллонных установок, возникающие в процессе эксплуатации автомобиля.
Признаки и причины неисправностей и способы их устранения. Основные работы, выполняемые при
техническом обслуживании газобаллонных установок, примеры их выполнения. Особенности пуска двигателя на сжиженном
и сжатом газах. Перевод работы двигателя с газа на бензин и с бензина на газ.
Правила остановки двигателя, работающего на газе. Правила техники безопасности при заправке
автомобилей сжиженным и сжатым газами на стационарных и передвижных
газонаполнительных станциях. Нормы расхода газа. Радиус действия и
полезная грузоподъемность газобаллонных автомобилей, работающих на сжиженном и
сжатом газах. Практические занятия. Проверка герметичности газопроводов,
вентилей, арматуры баллонов и редуктора. Пуск и прогрев двигателя. Регулировка
карбюратора-смесителя на малую частоту вращения коленчатого вала двигателя.
Проверка работы двигателя на разных режимах. Перевод работы двигателя с газа на бензин
и с бензина на газ. Заправка баллонов
сжиженным и сжатым газами с соблюдением мер предосторожности. Тема 5. Меры безопасности при работе на
газобаллонных автомобилях. Психологические основы профилактики
производственного травматизма. Требования безопасности к техническому
состоянию и оборудованию газобаллонных автомобилей, работающих на сжиженном и
сжатом газах. Техника безопасности при техническом
обслуживании и ремонте. Требования техники безопасности к
сосудам, работающим под давлением. Условия хранения, технического
обслуживания и ремонта автомобилей, работающих на сжатом природном газе. Техника безопасности при подготовке
газобаллонных автомобилей к выезду и работе на линии. Противопожарная безопасность при ремонте
и эксплуатации газобаллонных автомобилей. Предосторожности против обмораживания
сжиженным газом. Литература. Михайловский Е.В., Серебряков К.Б., Тур
Е.Я. Устройство автомобилей. Издательство "Машиностроение". М., 1979. Павлов В.П. Автомобильные
эксплуатационные материалы. Издательство "Транспорт". М., 1976. Журнал "Автомобильный
транспорт". Периодические издания научно-технической
информации. Приложение N 4 к циркулярному письму Минавтотранса РСФСР от 6 июля 1984 г. N 71-ц Министерство автомобильного транспорта РСФСР __________________________________________________________________ (наименование учебно-курсового комбината) СВИДЕТЕЛЬСТВО N _____ Выдано гр. ___________________________________________________ (фамилия, имя, отчество) в том, что он (она) с "__" _______________ 198_ г. по "__" _______________ 198_ г. прошел(ла) полный курс переподготовки (подготовки) по 40-часовой программе, успешно сдал(а) зачет и может быть допущен(а) для работы на газобаллонных автомобилях, работающих на сжиженном (сжатом) природном газе. Выдано "__" ________________ 198_ г. МП Директор _________________ учебного заведения учебно-курсового комбината |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |