МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ СССР

 

ПИСЬМО

от 27 апреля 1984 г. N К-14-220

 

О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ

ОБ УЧАСТИИ ЮРИДИЧЕСКИХ СЛУЖБ ОБЪЕДИНЕНИЙ, ПРЕДПРИЯТИЙ

И ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

О ТРУДЕ И УКРЕПЛЕНИИ ТРУДОВОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В связи с принятием новых законодательных и других нормативных актов по вопросам, регулирующим трудовые отношения и укрепление трудовой дисциплины, Министерством юстиции СССР разработаны Методические рекомендации об участии юридических служб объединений, предприятий и организаций в обеспечении соблюдения законодательства о труде и укреплении трудовой дисциплины.

Методические рекомендации подготовлены с учетом Закона о трудовых коллективах, решений ноябрьского (1982 г.), июньского, декабрьского (1983 г.), февральского и апрельского (1984 г.) Пленумов ЦК КПСС об укреплении трудовой дисциплины, наведении порядка и организованности во всех сферах хозяйственной и общественной жизни.

Министерство юстиции СССР при разработке настоящих Методических рекомендаций руководствовалось Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 28 июля 1983 г. N 744 "Об усилении работы по укреплению социалистической дисциплины труда", Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 28 июля 1983 г. N 745 "О дополнительных мерах по укреплению трудовой дисциплины", Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1983 г. "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР". Было также учтено разъяснение Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС "О некоторых вопросах, связанных с применением законодательства об укреплении трудовой дисциплины", утвержденное Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 25 октября 1983 г. N 240/22-31.

Методические рекомендации предназначены для использования в работе как юристами, так и работниками кадровых подразделений, отделов труда и заработной платы, другими специалистами, а также общественными организациями объединений, предприятий и учреждений.

К Методическим рекомендациям прилагаются:

1. Разъяснение Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 9 июля 1980 г. N 5/12-21 (не приводится).

2. Разъяснение Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 25 октября 1983 г. N 8/22-31 (не приводится).

3. Формы приказов (распоряжений) о приеме на работу, переводе на другую работу и расторжении трудового договора, утвержденные ЦСУ СССР (не приводятся).

4. Примерные формулировки приказов и записей, подлежащих внесению в трудовые книжки (не приводятся).

Методические рекомендации об участии юридических служб объединений, предприятий и организаций в обеспечении соблюдения законодательства о труде и укреплении трудовой дисциплины, согласованные с Госкомтрудом СССР и ВЦСПС, утвержденные Министерством юстиции СССР 15 октября 1981 г., считать утратившими силу.

 

 

 

 

 

Утверждены

письмом Минюста СССР

от 27 апреля 1984 г. N К-14-220

 

Согласованы

с Госкомтрудом СССР и ВЦСПС

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ОБ УЧАСТИИ ЮРИДИЧЕСКИХ СЛУЖБ ОБЪЕДИНЕНИЙ, ПРЕДПРИЯТИЙ

И ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

О ТРУДЕ И УКРЕПЛЕНИИ ТРУДОВОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

XXVI съезд КПСС принял Основные направления экономического и социального развития СССР на 1981 - 1985 годы и на период до 1990 года, выдвинув задачу усиления интенсификации общественного производства и повышения его эффективности. На реализацию этой задачи направлены решения майского, ноябрьского (1982 г.), июньского, декабрьского (1983 г.), февральского и апрельского (1984 г.) Пленумов ЦК КПСС и изданные на их основе нормативные акты по совершенствованию управления, планирования, хозяйственного механизма, по внедрению новых форм организации и стимулирования труда, выполнению Продовольственной программы, комплексной программы по производству товаров народного потребления, по планомерному развитию топливно-энергетического комплекса, по дальнейшему расширению социалистической демократии в управлении производством и укреплению трудовой дисциплины.

Социалистическая дисциплина труда - это не только строгое соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, но и сознательное, творческое отношение к своей работе, обеспечение ее высокого качества, производительное использование рабочего времени.

Работа по обеспечению соблюдения законодательства о труде и укреплению трудовой дисциплины на предприятии ведется хозяйственными руководителями, отделами: кадров, организации труда и заработной платы, охраны труда и техники безопасности и другими службами в тесном взаимодействии с профсоюзными органами и при активном участии юридической службы.

 

1. Общие вопросы

 

1.1. В настоящих Методических рекомендациях освещаются формы и методы участия юридической службы производственного объединения <1>, предприятия, организации, учреждения <2> в обеспечении соблюдения законодательства о труде и укреплении трудовой дисциплины, разработанные в соответствии с Общим положением о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте министерства, ведомства, исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся, предприятия, организации, учреждения <3> и Постановлениями ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 13 декабря 1979 г. N 1117 "О дальнейшем укреплении трудовой дисциплины и сокращении текучести кадров в народном хозяйстве" <4>, от 28 июля 1983 г. N 744 "Об усилении работы по укреплению социалистической дисциплины труда" <5>, Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 28 июля 1983 г. N 745 "О дополнительных мерах по укреплению трудовой дисциплины" <6>, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1983 г. "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР" <7>, Законом СССР от 17 июня 1983 г. "О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями" <8>, Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 1 декабря 1983 г. N 1125 "О мерах по дальнейшему развитию и повышению эффективности бригадной формы организации и стимулирования труда в промышленности" <9>.

--------------------------------

<1> В дальнейшем для краткости употребляется термин "предприятие".

<2> Имеются в виду также научно-производственные объединения и соответствующие объединения в других отраслях народного хозяйства.

<3> В дальнейшем употребляется термин "Общее положение о юридическом отделе, юрисконсульте".

<4> СП СССР, 1980, N 3, ст. 17.

<5> СП СССР, 1983, N 21, ст. 115.

<6> СП СССР, 1983, N 21, ст. 116.

<7> Ведомости Верховного Совета СССР, 1983, N 33, ст. 507 (в дальнейшем для краткости употребляется термин "Указ от 12 августа 1983 г.").

<8> Ведомости Верховного Совета СССР, 1983, N 25, ст. 382 (в дальнейшем для краткости употребляется термин "Закон о трудовых коллективах").

<9> СП СССР, 1984, N 1, ст. 2.

 

1.2. Целесообразно, чтобы формы и методы участия юридического отдела, юрисконсульта <1> в обеспечении соблюдения законодательства о труде и укреплении трудовой дисциплины нашли свое отражение в Положении о юридическом отделе, юрисконсульте, в должностных инструкциях юрисконсультов, разрабатываемых на предприятии.

--------------------------------

<1> В дальнейшем употребляются термины "юридический отдел", "юрисконсульт", "юридическая служба".

 

1.3. Основными направлениями работы юридического отдела, юрисконсульта предприятия в обеспечении соблюдения законодательства о труде и укреплении трудовой дисциплины являются:

оказание помощи хозяйственным руководителям в активном использовании правовых средств для воспитания в трудовых коллективах высокой дисциплины труда, всемерного повышения производительности труда, снижения себестоимости продукции, рационального, экономного расходования материальных ресурсов, внедрения бригадной формы организации и стимулирования труда;

участие в подготовке проектов нормативных актов, разрабатываемых предприятием, по вопросам труда и заработной платы;

участие в разработке документов правового характера, регулирующих трудовые отношения на предприятии (правила внутреннего трудового распорядка, положения о структурных подразделениях, положения о производственной бригаде, о совете производственной бригады, о совете бригадиров, паспорте производственной бригады, положения о премировании, о вознаграждении по итогам работы за год, должностные инструкции, коллективный договор и другие документы);

обеспечение соответствия действующему законодательству представляемых на подпись руководству предприятия проектов приказов, распоряжений, инструкций, стандартов предприятия и других правовых актов;

осуществление контроля за соответствием требованиям законодательства приказов и других правовых актов по трудовым вопросам, изданных руководителями структурных подразделений предприятия, производственных (структурных) единиц объединения;

оказание юридической помощи хозяйственным руководителям и специалистам в использовании правовых средств для укрепления трудовой дисциплины, правильного применения предусмотренных законодательством мер ответственности за прогулы, опоздания, другие нарушения дисциплины, при взыскании с виновных лиц материального ущерба, причиненного предприятию;

оказание юридической помощи профсоюзному комитету предприятия, комиссии по трудовым спорам, товарищескому суду, группе народного контроля и общественным организациям, действующим в трудовом коллективе;

оказание трудовому коллективу юридической помощи в осуществлении им своих полномочий;

пропаганда и разъяснение законодательства о труде в трудовом коллективе предприятия.

1.4. Реализация основных направлений работы юридической службы в обеспечении соблюдения законодательства о труде и укреплении трудовой дисциплины осуществляется на основе планов работы юридического отдела, юрисконсульта предприятия.

При планировании работы юридических служб по этим вопросам полезными могут оказаться сведения, содержащиеся в отчетах о выполнении плана по труду.

Указанные отчеты составляются по формам, утвержденным ЦСУ СССР, - формы N 2-Т и N 9 - для промышленных предприятий (по форме N 2-Т отчет составляется за квартал и месяц, а по форме N 9 - за год).

Для строительных организаций по этому вопросу утверждается форма N 3-Т, а для других организаций - форма N 1-Т с индексами отраслей. Отдельные формы для составления отчета по труду утверждаются для совхозов, проектно-изыскательских и других организаций. Для этих и ряда других отраслей эти формы имеют иную нумерацию.

Обычно с этими формами отчетности работу ведут плановые службы либо службы организации труда и заработной платы, или, в зависимости от специфики отрасли, - специальные учетно-статистические подразделения или службы.

Следует также использовать разрабатываемые отделом кадров аналитические данные о состоянии трудовой дисциплины как по предприятию в целом, так и по подразделениям, цехам, участкам, обращая внимание на причины этих нарушений, а также подготовленные соответствующими службами материалы обобщения писем, заявлений, жалоб рабочих и служащих, документы комиссий, проверок, осуществляемых правовой и технической инспекциями труда, судебную практику по рассмотрению трудовых споров, возникших на предприятии.

 

2. Участие в разработке документов правового

характера, регулирующих трудовые отношения на предприятии

 

2.1. Юридическому отделу, юрисконсульту необходимо участвовать в разработке соответствующими структурными подразделениями правовых документов предприятия по вопросам применения законодательства о труде.

Принимая участие в разработке Правил внутреннего трудового распорядка предприятия, юридическому отделу, юрисконсульту следует обращать внимание на то, чтобы эти Правила не противоречили Типовым правилам внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций, а также отраслевым правилам внутреннего трудового распорядка (если таковые имеются). Для более полного и точного учета специфики работы данного предприятия, которую надо отразить в правилах внутреннего трудового распорядка, следует вносить предложения о привлечении к подготовке этого документа специалистов соответствующих подразделений. Подготовленный проект правил внутреннего трудового распорядка подлежит утверждению трудовым коллективом <1> на собраниях, проводимых в порядке, определенном ст. 20 Закона о трудовых коллективах.

--------------------------------

<1> См. ст. 9 Закона о трудовых коллективах.

 

2.2. В работе по подготовке проекта и заключению коллективного договора на предприятии должна принимать участие юридическая служба.

При этом юридический отдел, юрисконсульт обращает внимание на соблюдение установленного законодательством порядка подготовки и заключения коллективных договоров, предусмотренного Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 марта 1966 г. N 177 "О заключении коллективных договоров на предприятиях и в организациях" (в редакции Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 14 октября 1976 г. N 846) <1>. Следует учитывать также Положение о порядке заключения коллективных договоров, утвержденное Постановлением Президиума ВЦСПС и Госкомтруда СССР от 26 августа 1977 г. N П-12/270 <2>, и Общее положение о порядке регистрации коллективных договоров, заключенных в объединениях, на предприятиях и в организациях, утвержденное Постановлением Президиума ВЦСПС и Госкомтруда СССР от 16 декабря 1982 г. N П-19/306 <3>. Надо также иметь в виду, что при разработке коллективного договора на предприятии следует руководствоваться директивными письмами об основных направлениях коллективных договоров в данной отрасли, утверждаемых министерствами совместно с центральными (республиканскими) комитетами профсоюзов <4>.

--------------------------------

<1> СП СССР, 1966, N 5, ст. 51; 1976, N 24, ст. 123.

<2> Бюллетень Госкомтруда СССР, 1978, N 1, с. 3 - 10.

<3> Сборник постановлений ВЦСПС. М., 1983, с. 38.

<4> См. Общее положение о министерствах СССР, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 10 июля 1967 г. N 640 (СП СССР, 1967, N 17, ст. 116).

 

Содержание коллективного договора должно соответствовать Основам законодательства Союза ССР и союзных республик о труде (статьи 6 и 7), кодексам законов о труде союзных республик <1> и другим нормам действующего законодательства. Важно, например, соблюсти требования законодательства о приложении к коллективному договору соответствующих документов: плана технического развития и организации производства, плана внедрения передового производственного опыта, изобретений и рационализаторских предложений, сметы расходования фондов экономического стимулирования, соглашения по охране труда и других материалов, подготовленных в соответствии с директивными письмами министерства (ведомства) и центрального (республиканского) комитета профсоюза (п. 6 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 марта 1966 г. N 177), а также требования Закона о трудовых коллективах о порядке подписания коллективного договора <2>, о доведении его содержания до сведения всех рабочих и служащих предприятия <3>.

--------------------------------

<1> В дальнейшем для краткости употребляются термины "Основы", "КЗоТ". Нумерация статей кодекса дается по КЗоТу РСФСР. При этом имеются в виду соответствующие статьи КЗоТ других союзных республик. Следует также учитывать изменения и дополнения, внесенные в КЗоТ РСФСР Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 декабря 1983 г. (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1983, N 51, ст. 1782).

<2> См. ст. 7 Закона о трудовых коллективах.

<3> См. ст. 7 КЗоТ.

 

В тексте договора и приложенных к нему документах не должно содержаться ссылок на утратившие силу нормативные акты, юридически неграмотных записей и неточных формулировок, которые могут привести к нарушению законодательства о труде.

При подготовке проекта коллективного договора на предстоящий год необходимо учитывать недостатки и ошибки, имевшиеся в практике ранее при заключении коллективных договоров (например, нарушение прав несовершеннолетних на получение отпуска в летнее время, необоснованное сокращение срока дополнительных отпусков и др.).

Если в течение года в коллективный договор будут вноситься дополнения и изменения, юридический отдел, юрисконсульт должен обеспечивать соответствие действующему законодательству вносимых изменений и дополнений.

Желательно, чтобы юридическая служба оказывала помощь администрации, профсоюзному комитету, общественным организациям в исполнении коллективного договора, принимала бы участие в проверках хода его выполнения, особенно в той ее части, которая касается соблюдения законодательства о труде и укрепления трудовой дисциплины (разделы: 5. Оплата и нормирование труда. 8. Укрепление социалистической дисциплины труда. 9. Воспитание, обучение и организация труда молодежи. 10. Охрана труда. 12. Условия труда и быта женщин-работниц).

2.3. При подготовке проектов Положений о премировании и выплате вознаграждений по итогам работы за год <1> необходимо включать в эти документы условия о лишении (снижении размера) премий (вознаграждения по итогам года) работникам, совершившим прогул <2>, мелкие хищения государственного или общественного имущества <3> и другие нарушения, предусмотренные действующим законодательством.

--------------------------------

<1> См. Рекомендации о порядке и условиях выплаты работникам предприятий и организаций народного хозяйства вознаграждения за общие результаты работы по итогам за год, утвержденные Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 10 августа 1983 г. N 177/П-13 (Бюллетень Госкомтруда СССР, 1983, N 11, с. 3).

<2> См. п. 4.6 Основных положений о премировании работников производственных объединений (комбинатов) и предприятий промышленности за основные результаты хозяйственной деятельности, утвержденных Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 28 июня 1977 г. N 207/П-9, с уточнениями, утвержденными Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 24 июля 1980 г. N 214/П-8 (Бюллетень Госкомтруда СССР, 1980, N 10, с. 3).

<3> См. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 3 декабря 1982 г. "Об усилении борьбы с мелкими хищениями государственного или общественного имущества" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1982, N 49, ст. 933).

 

Нужно иметь в виду, что при премировании бригадиров предприятий промышленности за выполнение и перевыполнение установленных показателей (условий) учитывается состояние трудовой дисциплины в бригаде <1>, а в отношении начальников цехов (участков, смен), мастеров и других руководителей подразделений предусматривается оценка их деятельности по укреплению трудовой дисциплины <2>.

--------------------------------

<1> См. п. 2.2 Основных положений о премировании.

<2> См. п. 3.8 Основных положений о премировании.

 

Юридический отдел, юрисконсульт предприятия принимает участие в разработке правовых документов по внедрению бригадной формы организации труда, в том числе таких, как положения о производственной бригаде, о составе производственной бригады, о совете бригадиров, паспорта производственной бригады, об условиях оплаты труда членов бригады.

2.4. Формы участия в разработке положений о структурных подразделениях предприятия, производственных единицах объединения, должностных инструкций могут быть различными: непосредственное участие в разработке проектов, консультирование, подготовка юридических заключений и предложений.

При подготовке проектов этих нормативных актов юридической службе следует исходить из требований Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 13 декабря 1979 г. N 1117 "О дальнейшем укреплении трудовой дисциплины и сокращении текучести кадров в народном хозяйстве" (СП СССР, 1980, N 3, ст. 17) об обеспечении четкой регламентации функций каждого подразделения, а также работников, их обязанностей в части неукоснительного и качественного выполнения производственных функций и должностных обязанностей.

Правовая регламентация каждой из сфер хозяйственной и социальной деятельности предприятия способствует установление четкого порядка осуществления управленческих функций, определению не только обязанностей, но и ответственности каждого исполнителя.

Участвуя в разработке такого рода положений и инструкций, юридическая служба обращает внимание разработчиков на четкость формулирования задач, стоящих перед подразделением или должностным лицом, объема и характера работы, мер ответственности за те или иные упущения, что дает возможность спросить за конкретные действия и тем самым повысить организованность и дисциплину на предприятии. Особо в этих документах должны быть выделены роль и ответственность руководителей структурных подразделений, цехов, участков, смен, бригад за состояние трудовой дисциплины.

В необходимых случаях юридической службе следует по своей инициативе вносить руководству предприятия предложения о разработке приказов, должностных инструкций, положений, других правовых актов, направленных на укрепление трудовой дисциплины на производстве.

Подготавливаемый проект нормативного акта предприятия должен соответствовать действующему законодательству.

В этих целях юридическая служба особо обращает внимание на то, чтобы при ссылках в указанных актах на действующее законодательство были учтены все внесенные в него изменения и дополнения.

Для этого каждую ссылку надо обязательно проверять по контрольным экземплярам актов законодательства (Основ, КЗоТ и др.), содержащих соответствующие отметки об изменении и дополнении того или иного акта или отдельной его нормы.

Юридический отдел, юрисконсульт оказывает помощь специалистам структурных подразделений по правовым вопросам, возникающим при подготовке проекта. Подготовленный проект локального нормативного акта после его согласования исполнителем со всеми заинтересованными структурными подразделениями передается в юридический отдел, юрисконсульту предприятия, который проверяет его на предмет соответствия действующим нормативным актам.

2.5. На каждом предприятии для обеспечения соблюдения законодательства о труде и укрепления трудовой дисциплины необходимо иметь образцы правовых актов (приказов, инструкций, положений, стандартов предприятий и др.), что является правовой основой для организации работы и облегчает контроль за исполнением этих документов должностными лицами и всеми специалистами.

 

3. Обеспечение соответствия действующему законодательству

правовых актов, издаваемых на предприятии

 

3.1. Проверяя соответствие законодательству представляемых на подпись руководителю проектов приказов, распоряжений, инструкций, положений по вопросам, связанным с применением законодательства о труде, юридическая служба прежде всего выясняет:

правомочен ли руководитель издать приказ (другой акт правового характера) по данному вопросу или решение предусмотренных в проекте вопросов относится к компетенции вышестоящих органов;

не требуется ли согласование данного проекта с профсоюзным комитетом, учтены ли предложения трудового коллектива предприятия (статьи 6, 7, 9, 11, 12, 13, 15, 16 Закона о трудовых коллективах);

правильно ли сделаны ссылки на законы и другие нормативные акты.

Если поступивший в юридический отдел, к юрисконсульту проект не согласован с заинтересованными подразделениями предприятия, а в предусмотренных законодательством случаях - с профсоюзным комитетом, то он должен быть возвращен лицу, ответственному за его подготовку, с соответствующими замечаниями. Убедившись в том, что проект соответствует предъявляемым к нему требованиям, начальник юридического отдела, юрисконсульт визирует его.

3.2. При проверке проектов приказов (распоряжений) о приеме на работу юридическому отделу, юрисконсульту помимо условий, указанных в п. 3.1 настоящих Рекомендаций, следует выяснить:

не противоречат ли действующему законодательству основные и дополнительные условия трудового договора (в частности, обосновано ли установленное испытание при приеме на работу и правильно ли определена его продолжительность, имеется ли удостоверение о направлении на работу молодого специалиста);

соответствует ли приказ (распоряжение) о приеме на работу формам (Т-1, Т-5, Т-8), утвержденным Приказом ЦСУ СССР от 9 сентября 1980 г. N 443 (формы к Методическим рекомендациям не приводятся). Следует иметь в виду, что фактическое допущение к работе считается заключением трудового договора независимо от того, был ли прием на работу надлежащим образом оформлен <1>. В связи с этим юридическому отделу, юрисконсульту надо учитывать и разъяснять работникам отдела кадров, другим должностным лицам, специалистам, что трудовой договор считается заключенным, если выполнение работы без издания приказа (распоряжения) поручено должностным лицом, обладающим правом приема на работу, либо когда эта работа выполнялась с его ведома.

--------------------------------

<1> См. ст. 18 КЗоТ.

 

3.3. Юридическому отделу, юрисконсульту при проверке проектов приказов (распоряжений) о переводе на другую работу нужно убедиться в следующем:

если работник переводится на другую постоянную работу, то имеется ли его согласие на такой перевод, ознакомлен ли работник со всеми условиями его труда по новой работе;

если перевод осуществляется временно, по производственной необходимости, то имеются ли фактические обстоятельства, свидетельствующие о производственной необходимости (примерный перечень таких случаев приведен в законодательстве - ст. 14 Основ), соблюдены ли сроки такого перевода и порядок оплаты труда;

если временный перевод применяется как мера дисциплинарного взыскания, то соблюдены ли условия наложения дисциплинарного взыскания <1>.

--------------------------------

<1> См. п. 4 части первой ст. 56 Основ (в редакции Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1983 г.) - Ведомости Верховного Совета СССР, 1983, N 33, ст. 507.

 

При этом следует иметь в виду, что время выполнения работ, на которые рабочий или служащий переведен за нарушение трудовой дисциплины, в срок предупреждения об увольнении не засчитывается. До истечения срока выполнения работ, на которые рабочий или служащий переведен за нарушение трудовой дисциплины, администрация с учетом интересов производства может по договоренности с работником расторгнуть трудовой договор. Увольнение в этом случае производится по ст. 31 КЗоТ, а не по соглашению сторон (п. 1. ст. 29 КЗоТ) <1>.

--------------------------------

<1> См. пункты 3.3 и 3.4 разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 25 октября 1983 г. N 8/22-31 (Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР, 1984, N 1, с. 22).

 

3.4. При проверке проектов приказов (распоряжений) о прекращении трудового договора <1> юридическая служба обращает внимание на законность и обоснованность увольнения. С этой целью следует проверить, соблюден ли установленный законодательством порядок увольнения работника.

--------------------------------

<1> См. статьи 15 - 20 Основ, 29 - 40 КЗоТ. Комментарий к законодательству о труде. М., 1981, с. 51 - 83.

 

В частности, получено ли согласие профсоюзного комитета на данное увольнение, предлагалась ли в порядке трудоустройства другая работа (например, при увольнении по сокращению штатов), учтены ли дополнительные гарантии, предусмотренные законодательством для определенных категорий работников (несовершеннолетних, беременных женщин, молодых специалистов и т.п.), имеются ли фактические обстоятельства, послужившие основанием для увольнения (например, наличие приказа о сокращении численности или штата работников, документы, подтверждающие факт совершения прогула без уважительной причины и т.д.); соответствуют ли формулировки увольнения, изложенные в приказе (распоряжении), формулировкам действующего законодательства, содержатся ли при этом ссылки на соответствующую статью, пункт закона.

3.5. Юридическому отделу, юрисконсульту при визировании проектов приказов о наложении дисциплинарных взысканий необходимо тщательно проверять соблюдение условий о наложении дисциплинарных взысканий. В частности, не пропущен ли срок для наложения взыскания, затребовано ли объяснение от нарушителя трудовой дисциплины (ст. 136 КЗоТ), соответствует ли избранный вид взыскания предусмотренным законодательством видам дисциплинарных взысканий.

 

4. Осуществление контроля за соответствием требованиям

законодательства правовых актов, изданных руководителями

структурных подразделений предприятий, производственных

единиц объединения

 

4.1. Юридическая служба в соответствии с Общим положением о юридическом отделе, юрисконсульте осуществляет контроль за законностью актов, изданных в структурных подразделениях предприятия и производственных единицах объединения. При проведении этой работы используются те же формы и методы, которые применяются при проверке соответствия законодательству проектов приказов и других правовых актов, издаваемых на предприятии (пункты 3.1 - 3.5 настоящих Рекомендаций).

4.2. Для проведения таких проверок целесообразно разрабатывать памятку (перечень вопросов), по которой будет проводиться изучение. Круг вопросов, включаемых в памятку, должен охватывать прежде всего проверку соблюдения законодательства при заключении и прекращении трудового договора, переводах и перемещениях, труде женщин, несовершеннолетних, возмещении материального ущерба, наложении взысканий и применении мер поощрения. Особо нужно предусмотреть изучение практики использования правовых средств в целях укрепления трудовой дисциплины, анализ причин прогулов, опозданий и других нарушений дисциплины труда. Проверки желательно планировать таким образом, чтобы в течение определенного периода ими были охвачены прежде всего основные структурные подразделения предприятия, производственные единицы объединения, в которых отмечались нарушения.

4.3. По итогам проверок рекомендуется составлять справку с предложениями по устранению выявленных нарушений, а также с указанием мер по их предупреждению. Результаты проверок следует докладывать руководителю подразделения, а затем руководителю предприятия. В необходимых случаях юридический отдел, юрисконсульт должен ставить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства о труде, а также о возмещении материального ущерба, причиненного предприятию их неправомерными действиями.

При этом надо иметь в виду, что действующим законодательством повышена ответственность руководителей предприятий и их подразделений за состояние трудовой дисциплины и текучести кадров. Установлено, что за непринятие мер по укреплению порядка и дисциплины, сокращению текучести кадров, за упущения в организации достоверного учета потерь рабочего времени соответствующие руководители лишаются премий за основные результаты работы и по итогам социалистического соревнования, привлекаются к дисциплинарной или другой установленной законодательством ответственности. Установлено, что неспособность руководителя обеспечить надлежащую дисциплину труда на порученном участке работы должна расцениваться как несоответствие его занимаемой должности <1>.

--------------------------------

<1> См. п. 2 Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 28 июля 1983 г. N 744 "Об усилении работы по укреплению социалистической дисциплины труда" (СП СССР, 1983, N 21, ст. 115).

 

На это требование закона юридическому отделу, юрисконсульту целесообразно указывать на проводимых им занятиях (семинарах) по повышению правовых знаний руководителей и специалистов структурных подразделений, цехов, участков, смен, особенно с теми из них, где в результате слабого руководства и отсутствия надлежащего контроля наиболее часто допускаются нарушения трудовой дисциплины. Желательно разъяснять слушателям конкретные правовые средства, предусмотренные в законодательстве для борьбы с нарушителями трудовой дисциплины, и порядок их применения.

 

5. Участие в работе по укреплению трудовой дисциплины

 

5.1. Юридическая служба принимает участие в разработке и осуществлении мероприятий по использованию правовых средств для укрепления трудовой дисциплины на предприятии.

Для этого юридическому отделу, юрисконсульту рекомендуется совместно с отделом кадров, желательно при участии общественных организаций, периодически анализировать данные о нарушениях трудовой дисциплины как по предприятию в целом, так и по отдельным подразделениям, цехам, участкам, производственным единицам, выявлять причины этих нарушений и вносить предложения об использовании правовых средств по их устранению. При этом следует исходить из того, что нарушения трудовой дисциплины в современных условиях должны рассматриваться как уклонение от выполнения установленной Конституцией СССР обязанности добросовестно трудиться <1>.

--------------------------------

<1> См. п. 1 Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 28 июля 1983 г. N 744 (СП СССР, 1983, N 21, ст. 115).

 

Анализируя данные статистической отчетности предприятия о выполнении плана по труду "Использование календарного фонда времени промышленно-производственных рабочих", юридическому отделу, юрисконсульту нужно знать, что такая ежеквартальная отчетность высылается 7-го числа после отчетного периода предприятиями, состоящими на самостоятельном балансе, местному статистическому управлению и своей вышестоящей организации.

При разработке и внесении руководству предложений об использовании правовых средств для укрепления трудовой дисциплины юридическая служба учитывает, что Правительством СССР поручено хозяйственным руководителям улучшить правовую работу, шире использовать юридическую службу, в том числе для укрепления трудовой дисциплины, предупреждения любых нарушений порядка и организованности на производстве <1>.

--------------------------------

<1> См. п. 10 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 28 июля 1983 г. N 745 "О дополнительных мерах по укреплению трудовой дисциплины" (СП СССР, 1983, N 21, ст. 116).

 

5.2. Юридическому отделу, юрисконсульту следует участвовать в проведении обобщений практики применения на предприятии норм законодательства к нарушителям трудовой дисциплины. При этом рекомендуется обращать внимание на умелое сочетание применения правовых мер с мерами общественного воздействия; на необходимость неуклонного применения к прогульщикам и другим нарушителям трудовой дисциплины предусмотренных законодательством дисциплинарных взысканий (ст. 56 Основ; ст. 135 КЗоТ).

В этой связи нужно учитывать, что Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1983 г. "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР" дополнено понятие прогула. Теперь прогулом считается не только неявка на работу без уважительной причины в течение всего рабочего дня, но и отсутствие на работе более трех часов в течение рабочего дня непрерывно или суммарно <1>.

--------------------------------

<1> См. ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1983 г. и п. 2.1 разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 25 октября 1983 г. N 8/22-31.

 

Кроме того, следует иметь в виду, что появление на работе в нетрезвом состоянии является грубейшим нарушением трудовой дисциплины и теперь является самостоятельным основанием для расторжения трудового договора по инициативе администрации <1>.

--------------------------------

<1> См. ст. 1 того же Указа и п. 8 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 28 июля 1983 г. N 745.

 

Этим Указом также расширен круг оснований применения дисциплинарных взысканий, предусмотренных в ст. 56 Основ.

За систематическое нарушение трудовой дисциплины, прогул без уважительных причин или появление на работе в нетрезвом состоянии рабочий или служащий может быть переведен на другую нижеоплачиваемую работу или смещен на другую низшую должность на срок до трех месяцев <1>. Важно помнить, что перевод или смещение на низшую должность в таких случаях могут быть произведены без учета профессии и специальности работника. Не допускается перевод на такую работу, которая противопоказана работнику по состоянию здоровья <2>.

Систематически нарушающими трудовую дисциплину считаются рабочие и служащие, которые имеют дисциплинарное или общественное взыскание за нарушение трудовой дисциплины и нарушили ее вновь <3>.

--------------------------------

<1 - 3> См. пункты 3.1 - 3.3 разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 25 октября 1983 г. N 8/22-31.

 

Юридическому отделу, юрисконсульту следует занижать активную позицию, проявлять инициативу, вносить руководству конкретные предложения о проведении проверок, как используются правовые средства в укреплении трудовой дисциплины в тех подразделениях, цехах, участках предприятия, где по данным, имеющимся у юридической службы, отдела кадров, отдела труда и заработной платы, профсоюзного комитета, наиболее часто нарушается трудовая дисциплина, не соблюдаются правила внутреннего трудового распорядка, издаются незаконные правовые акты (приказы, распоряжения), связанные с трудовыми отношениями.

Важно, чтобы итоги проверок, выявленные нарушения и принятые по ним меры стали достоянием трудового коллектива, обсуждались на собраниях трудовых коллективов, освещались в местной печати и радиовещании.

При обсуждении на собраниях, совещаниях, семинарах вопросов состояния трудовой дисциплины целесообразно называть конкретных нарушителей трудовой дисциплины, доводить до сведения коллектива причины этих нарушений, приводить данные о размерах потерь рабочего времени и непроизводительных расходах, понесенных предприятием по вине нарушителей трудовой дисциплины, и о мерах, принятых к этим нарушителям.

В этой связи полезной формой информации является также оборудование специальных стендов либо введение на доске показателей графы о состоянии трудовой дисциплины.

В лекциях и беседах, проводимых юридическими работниками, важно всемерно подчеркивать необходимость использования всего арсенала правовых средств и силу закона для укрепления трудовой дисциплины, организованности и порядка на предприятии.

5.3. Юридическому отделу, юрисконсульту следует активнее рекомендовать администрации шире использовать предоставленные ей права передачи вопроса о нарушении трудовой дисциплины на рассмотрение товарищеского суда или общественной организации (ст. 56 Основ, ст. 138 КЗоТ), всемерно оказывать помощь в оформлении материалов о нарушениях трудовой дисциплины, передаваемых на рассмотрение товарищеского суда трудовым коллективом (ст. 9 Закона о трудовых коллективах).

5.4. Юридической службе рекомендуется в необходимых случаях ставить вопрос перед администрацией и профсоюзным комитетом об использовании и других предусмотренных законодательством мер воздействия на злостных нарушителей трудовой дисциплины: не предоставлять им льготные путевки в санатории и дома отдыха, переносить очередь на получение жилой площади, изменять время предоставления очередного отпуска и другие меры воздействия <1>.

--------------------------------

<1> См. п. 15 Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 13 декабря 1979 г. N 1117 "О дальнейшем укреплении трудовой дисциплины и сокращении текучести кадров в народном хозяйстве".

 

6. Участие в работе по возмещению материального ущерба,

причиненного предприятию вследствие нарушения

законодательства о труде

 

6.1. Юридический отдел, юрисконсульт принимает участие в рассмотрении администрацией вопроса о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию. При этом юридическая служба должна обеспечить соблюдение предусмотренного законом порядка при возложении на рабочих и служащих обязанности возместить материальный ущерб <1>.

--------------------------------

<1> См. ст. 49 Основ (в редакции Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1983 г. - Ведомости Верховного Совета СССР, 1983, N 33, ст. 507).

 

6.2. Участвуя в этой работе, в частности при проверке проектов приказов (распоряжений) администрации, юридической службе рекомендуется обращать внимание на выполнение требований законодательства о материальной ответственности (статьи 49, 93 Основ; 118 - 123, 215 - 219 КЗоТ), Положения о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 июля 1976 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными Указами Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1983 г. и от 16 ноября 1983 г.) <1>.

--------------------------------

<1> Ведомости Верховного Совета СССР, 1976, N 29, ст. 427; 1983, N 33, ст. 507; N 47, ст. 723.

 

6.3. Юридическому отделу, юрисконсульту при проверке проектов приказов (распоряжений), исковых материалов о возмещении причиненного материального ущерба предприятию нужно удостовериться, правильно ли избран вид ответственности (ограниченная или полная), имеются ли документы, подтверждающие вину работника, правильно ли определен размер возмещения ущерба, соблюден ли установленный законом порядок привлечения работника к материальной ответственности с учетом изменений и дополнений статей 49 и 90 Основ <1>, а также п. 5 разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 25 октября 1983 г. N 8/22-31.

--------------------------------

<1> См. ст. 1 Указа от 12 августа 1983 г.

 

Следует учитывать, что в настоящее время расширен перечень случаев полной материальной ответственности. Такая ответственность наступает, в частности, когда ущерб причинен работником, находившимся в нетрезвом состоянии <1>.

--------------------------------

<1> См. ст. 4 Указа от 12 августа 1983 г.

 

7. Оказание правовой помощи профсоюзному комитету,

комиссии по трудовым спорам, товарищескому суду,

общественным организациям предприятия

 

7.1. Юридический отдел, юрисконсульт, оказывая правовую помощь профсоюзному комитету, комиссии по трудовым спорам, товарищескому суду, общественным организациям, участвует в разработке мероприятий по укреплению трудовой дисциплины, борьбе с прогулами, пьянством, другими нарушениями Правил внутреннего трудового распорядка. Формы участия могут быть различными: оказание помощи в подготовке документов правового характера, консультирование, проведение занятий (семинаров) с членами профсоюзного комитета, комиссии по трудовым спорам, товарищеских судов, общественных организаций по изучению наиболее актуальных для данного предприятия норм законодательства о труде, участие в заседаниях этих организаций при рассмотрении конкретных случаев нарушений трудовой дисциплины; оказание помощи в работе общественной юридической консультации.

7.2. В случае отсутствия на предприятии общественной юридической консультации рекомендуется внести предложение профсоюзному комитету о ее создании, оказать помощь в подготовке положения о ней с учетом Примерного положения об общественной юридической консультации, утвержденного Постановлением Секретариата ВЦСПС от 3 августа 1973 г. N 22 и Постановлением коллегии Министерства юстиции СССР от 20 августа 1973 г. N 19/2 <1>.

--------------------------------

<1> Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР, 1978, N 8, с. 31.

 

7.3. Желательно также своевременно информировать членов профсоюзного комитета, комиссии по трудовым спорам, работников отдела кадров, а также администрацию предприятия и руководителей структурных подразделений, производственных единиц о вновь принятых нормативных актах законодательства о труде, постановлениях и разъяснениях Госкомтруда СССР, ВЦСПС, постановлениях Пленума Верховного Суда СССР. Для этого может быть использована, в частности, такая форма, как направление в цеха, отделы, профсоюзному комитету, общественным организациям информационных писем, бюллетеней по отдельным вопросам законодательства о труде (о труде женщин, несовершеннолетних, о материальной ответственности за ущерб, причиненный предприятию, и др.).

 

8. Оказание правовой помощи администрации

и общественным организациям в применении Закона

о трудовых коллективах

 

8.1. Юридическому отделу, юрисконсульту нужно принимать активное участие в организации работы по изучению и пропаганде Закона о трудовых коллективах, в разъяснении его конкретных норм, установивших принципы участия трудового коллектива в управлении предприятием, его полномочия и формы их осуществления.

8.2. Юридическая служба оказывает правовую помощь в применении на предприятии Закона о трудовых коллективах, особенно в реализации трудовым коллективом своих полномочий в части обеспечения трудовой дисциплины (ст. 9 Закона), соблюдения законодательства о труде при заключении коллективных договоров (ст. 7 Закона), в улучшении условий и охраны труда (ст. 15 Закона), в улучшении социально-культурных и жилищно-бытовых условий работников (ст. 16 Закона) и др.

8.3. Оказывая помощь администрации предприятия, руководителям структурных подразделений, профсоюзному комитету, общественным организациям в использовании положений Закона о трудовых коллективах, юридическая служба участвует в совершенствовании управления предприятием, форм и методов организации хозяйственной деятельности, руководства коллективом, обеспечении порядка и организованности на производстве.

8.4. При рассмотрении трудовым коллективом проектов законов, решений местных Советов народных депутатов, затрагивающих интересы коллектива, и других вопросов государственной и общественной жизни, вынесенных на обсуждение (ст. 5 Закона), юридическому отделу, юрисконсульту нужно убедиться в том, что представляемые по ним предложения составлены юридически грамотно и соответствуют действующему законодательству.

8.5. При рассмотрении трудовым коллективом вопросов повышения квалификации кадров (ст. 13 Закона) юридической службе рекомендуется вносить предложения о включении в программы обучения правовых вопросов, особенно изучение основных норм законодательства о труде и укреплении трудовой дисциплины.

8.6. Законом о трудовых коллективах (ст. 18) определены основные полномочия коллектива производственной бригады, в том числе в вопросах оплаты и стимулирования труда, повышения квалификации работников, воспитания членов бригады, привлечения к ответственности нарушителей дисциплины. Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 1 декабря 1983 г. N 1125 "О мерах по дальнейшему развитию и повышению эффективности бригадной формы организации и стимулирования труда в промышленности" <1> обращено внимание на необходимость усиления роли бригад в ускорении интенсификации общественного производства, совершенствования бригадной формы организации и стимулирования труда, постепенного внедрения бригадного хозяйственного расчета.

--------------------------------

<1> СП СССР, 1984, N 1, ст. 2.

 

В связи с этим юридической службе рекомендуется оказывать всемерную правовую помощь отделу труда и заработной платы, руководителям структурных подразделений, цехов, участков, смен в подготовке положений и других правовых документов, регулирующих бригадную форму организации труда. При этом следует иметь в виду, что положение о производственной бригаде предприятия должно соответствовать Типовому положению о производственной бригаде, которое по решению Правительства СССР утверждается Госкомтрудом СССР совместно с ВЦСПС, а также отраслевому положению о производственной бригаде, которое утверждается соответствующим министерством, ведомствам совместно с центральным (республиканским) комитетом профсоюза на основе Типового положения <1>.

--------------------------------

<1> См. Постановление Совета Министров СССР от 25 августа 1983 г. N 835 "О порядке утверждения положений о производственных бригадах" (СП СССР, 1983, N 24, ст. 138).

 

9. Пропаганда и разъяснение законодательства

о труде в трудовом коллективе предприятия

 

9.1. Участвуя в работе по пропаганде и разъяснению в коллективе предприятия законодательства о труде, юридической службе следует совместно с соответствующими подразделениями организовывать чтение лекций, проведение семинаров и бесед, выступление специалистов предприятия в стенной, многотиражной печати, по местному радиовещанию, помогать составлять планы таких занятий и выступлений, с учетом необходимости подвергать критике нарушителей трудовой дисциплины.

Целесообразно в местной газете иметь постоянную рубрику по вопросам законодательства, в которой регулярно освещать основные положения действующего законодательства о труде, вновь принимаемые акты, регулирующие трудовые отношения; сообщать о новинках популярной юридической литературы, вышедших сборниках, справочниках, брошюрах по вопросам труда. Желательно в этих рубриках регулярно помещать консультации, ответы на вопросы, связанные с применением законодательства о труде; полезно использовать наглядную агитацию (например, оформлять стенды: "Уголок правовых знаний", "Уголок права", "Человек и закон").

9.2. При организации работы по изучению должностными лицами нормативных актов законодательства о труде юридической службе следует вносить руководству предприятия предложения о порядке проведения такого изучения, лично участвовать в проведении занятий (семинаров), оказывать помощь в разработке тематических планов, подборе лекторов, преподавателей.

Если на предприятии действует университет, факультет, кружок правовых знаний, нужно включать в программу изучение вопросов законодательства о труде, оказывать помощь в составлении программы обучения. При этом целесообразно учитывать результаты анализа отчетных данных предприятия о потерях рабочего времени, вызванных прогулами, а также использовать итоги анализа жалоб и заявлений работников с тем, чтобы акцентировать внимание на изучение тех норм законодательства о труде, которые чаще всего нарушаются на данном предприятии.

Особо следует обращать внимание на изучение Закона о трудовых коллективах, Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 28 июля 1983 г. N 744 "Об усилении работы по укреплению социалистической дисциплины труда", Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 28 июля 1983 г. N 745 "О дополнительных мерах по укреплению трудовой дисциплины", Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, кодексов законов о труде союзных республик (с изменениями и дополнениями, внесенными Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1983 г. и соответствующими указами Президиумов Верховных Советов союзных республик).

9.3. Юридической службе предприятия необходимо установить деловые контакты с органами прокуратуры и юстиции, народным судом, правовыми инспекциями труда профсоюзов. Желательно привлекать работников этих органов к проведению на предприятии профилактических мероприятий, в частности к чтению лекций, проведению семинаров, организации выездных судебных процессов по делам о нарушении законодательства о труде, для чего нужно главным образом использовать материалы о нарушениях законодательства о труде и трудовой дисциплины на данном предприятии.

 

 

 


 
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010.
Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы.

При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка на Tehnorma.RU обязательна.


Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием.
 
Яндекс цитирования