ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС

 

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 июля 1983 г. N 659

 

О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО РАСШИРЕНИЮ ПРАВ

ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ) ПРОМЫШЛЕННОСТИ

В ПЛАНИРОВАНИИ И ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПО УСИЛЕНИЮ

ИХ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

 

(с изм. и доп., внесенными Постановлениями ЦК КПСС,

Совмина СССР от 08.12.1987 N 1398; от 11.08.1988 N 1003)

 

В осуществлении решений XXVI съезда партии и последующих Пленумов ЦК КПСС о совершенствовании хозяйственного механизма особое значение приобретает улучшение планирования деятельности производственных объединений (предприятий), создание таких условий, которые стимулировали бы качественный, высокопроизводительный труд, инициативу и предприимчивость, обеспечивали ускорение научно - технического прогресса, интенсификацию производства.

ЦК КПСС и Совет Министров СССР считают необходимым наряду с последовательным и настойчивым внедрением оправдавших себя форм и методов управления осуществить систему дополнительных мер по расширению прав производственных объединений (предприятий) в планировании и хозяйственной деятельности, обеспечению их подлинно хозяйской заинтересованности в достижении высокой эффективности производства и по усилению ответственности за результаты работы.

Все эти меры должны быть направлены на дальнейшее совершенствование и укрепление централизованного управления экономикой в сочетании с развитием демократических начал в руководстве народным хозяйством, повышением роли трудовых коллективов в управлении производственными объединениями (предприятиями), широким внедрением хозяйственного расчета.

В целях разработки указанных мер, обеспечения их всесторонней обоснованности и практической проверки Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР постановляют:

1. Провести в Министерстве тяжелого и транспортного машиностроения, Министерстве электротехнической промышленности, Министерстве пищевой промышленности Украинской ССР, Министерстве легкой промышленности Белорусской ССР и Министерстве местной промышленности Литовской ССР экономический эксперимент по расширению прав производственных объединений (предприятий) в планировании и хозяйственной деятельности и по усилению их ответственности за результаты работы.

2. При проведении эксперимента предусмотреть значительное усиление роли производственных объединений (предприятий) в разработке планов экономического и социального развития на всех стадиях планирования, начиная с подготовки проекта плана, а также повышение их ответственности за более полное обеспечение выпускаемой ими продукцией потребностей народного хозяйства и населения, за выполнение плановых заданий с меньшими затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

Осуществить практические меры по повышению роли пятилетнего плана экономического и социального развития в деятельности производственных объединений (предприятий). Утверждать в пятилетнем плане для производственных объединений (предприятий) ограниченное число показателей, дифференцированных с учетом особенностей работы соответствующих отраслей промышленности. Нацелить эти показатели на обеспечение выпуска продукции, отвечающей общественным потребностям и соответствующей лучшим мировым достижениям, на повышение производительности труда и снижение затрат на производство.

Повысить роль экономических нормативов как важного рычага воздействия пятилетнего плана на хозяйственную деятельность производственных объединений (предприятий). Применение этих нормативов должно стимулировать улучшение использования всех видов ресурсов и гарантировать производственным объединениям (предприятиям) условия хозяйствования, при которых размеры средств, получаемых ими для оплаты труда и социального развития, технического перевооружения и совершенствования производства, будут поставлены в течение всей пятилетки в прямую зависимость от конечных результатов работы. Экономические нормативы должны разрабатываться в составе контрольных цифр и доводиться до производственных объединений (предприятий) заблаговременно, до начала составления пятилетнего плана. Установленные в пятилетнем плане нормативы изменению и переутверждению не подлежат.

Формировать годовые планы производственных объединений (предприятий) на основе заданий и экономических нормативов пятилетнего плана, а также хозяйственных договоров между поставщиками и потребителями продукции. В случае изменения объективных условий задания пятилетнего плана производственных объединений (предприятий) в годовых планах могут уточняться без изменения установленных экономических нормативов.

Госплану СССР и Госснабу СССР совместно с соответствующими министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик внести необходимые изменения в действующий порядок и сроки разработки планов, а также предусмотреть меры по усилению воздействия договорных отношений на разработку производственной программы объединений (предприятий) и повышению взаимной ответственности поставщиков, потребителей и органов материально - технического снабжения за безусловное выполнение договорных обязательств.

3. Оценка хозяйственной деятельности производственных объединений (предприятий), работающих на условиях данного эксперимента, осуществляется вышестоящими организациями и местными органами при подведении итогов работы и социалистического соревнования прежде всего по выполнению плановых заданий по объему реализации продукции исходя из обязательств по поставкам по номенклатуре (ассортименту), качеству и в сроки в соответствии с заключенными договорами (заказами), а также в зависимости от специфики отрасли по выполнению основных заданий по развитию науки и техники, заданий по повышению технического уровня (качества) продукции, росту производительности труда, снижению затрат на производство (увеличению прибыли).

4. В целях улучшения использования производственного потенциала, а также расширения прав и возможностей производственных объединений (предприятий), на которых проводится эксперимент, в повышении технического уровня производства за счет собственных средств:

а) предоставить полную самостоятельность производственным объединениям (предприятиям) в использовании фонда развития производства. Установить, что средства этого фонда предусматриваются в составе государственных капитальных вложений и выделяются в плане отдельно как нецентрализованные капитальные вложения наряду с централизованными капитальными вложениями. Средства фонда развития производства, накопленные производственными объединениями (предприятиями), изъятию не подлежат;

б) предусматривать в государственных планах экономического и социального развития необходимые материально - технические ресурсы для выполнения работ, осуществляемых за счет средств фонда развития производства. Выделение оборудования и других ресурсов для проведения мероприятий, финансируемых за счет средств фонда развития производства, осуществлять в таком же порядке, как и по государственным централизованным капитальным вложениям;

в) разрешить производственным объединениям (предприятиям) осуществлять дополнительные затраты по техническому перевооружению производства за счет части средств амортизационных отчислений, предназначенных на капитальный ремонт, в случаях, когда указанные затраты являются более эффективными;

г) расширить возможности производственных объединений (предприятий) в использовании кредита на проведение высокоэффективных мероприятий по техническому перевооружению основных фондов, разрешив погашение его за счет средств фонда развития производства, а при недостаточности этого фонда - за счет сверхплановой прибыли, остающейся в распоряжении объединения (предприятия);

д) соответствующим министерствам, производственным объединениям (предприятиям) обеспечивать проведение мероприятий за счет средств фонда развития производства и других нецентрализованных источников, как правило, хозяйственным способом. Там, где это целесообразно, выполнять соответствующие работы подрядным способом, предусматривая в плане необходимые для этой цели лимиты; подрядные строительные организации должны выполнять работы в этих случаях в таком же порядке, как и работы, производимые за счет государственных централизованных капитальных вложений.

5. Для усиления заинтересованности производственных объединений (предприятий) в ускорении внедрения научно - технических достижений и экономической ответственности в этом деле осуществить при проведении эксперимента следующие меры:

а) предоставить производственным объединениям (предприятиям) возможность самостоятельно использовать часть средств единого фонда развития науки и техники для проведения по своей инициативе проектно - конструкторских работ по созданию новой техники, а также для компенсации повышенных затрат в период ее освоения;

б) абзац утратил силу. - Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 11.08.1988 N 1003.

(Абзац второй) Усилить материальную заинтересованность специалистов и рабочих в расширении номенклатуры (ассортимента) и увеличении выпуска машин, оборудования и приборов, поставляемых на экспорт;

в) в случае временного ухудшения показателей работы производственных объединений (предприятий) в период массового освоения новой высокоэффективной техники компенсировать им уменьшение фонда заработной платы и фонда материального поощрения за счет соответствующих централизованных фондов и резервов министерств;

г) утратил силу. - Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 08.12.1987 N 1398;

д) предоставить руководителям научно - исследовательских, конструкторских, проектных, проектно - конструкторских и технологических организаций право выплачивать с разрешения вышестоящей организации премии научным работникам, конструкторам, технологам, проектировщикам, инженерам и другим специалистам, обеспечившим разработку и выпуск продукции, которая по качественным показателям соответствует лучшим мировым и отечественным образцам или превышает их и отвечает перспективным требованиям потребителей, сверх премий, предусмотренных действующими положениями о премировании, но не более трех окладов в год;

е) по мере накопления опыта внедрять прогрессивные системы материального стимулирования конструкторов и технологов за повышение технического уровня и качества разработок, выполнение большего объема работ с меньшей численностью работников.

6. Обеспечить в производственных объединениях (предприятиях), осуществляющих эксперимент, тесную зависимость размеров фонда заработной платы и фонда материального поощрения от конечных результатов производства и повышения его эффективности. В этих целях:

а) формировать фонд заработной платы на базе прогрессивных, стабильных на пятилетку экономических нормативов и достигнутых показателей работы.

Разрешить с учетом специфики производства применение одного из следующих нормативов образования фонда заработной платы, обеспечивающих увеличение выпуска продукции на рубль заработной платы по годам пятилетки: норматива прироста фонда заработной платы за каждый процент прироста общего объема продукции; норматива заработной платы на единицу продукции в натуральном выражении; норматива заработной платы на рубль продукции. При установлении нормативов обеспечивать заинтересованность коллективов в росте производительности труда, а также в соблюдении экономически обоснованных соотношений между ростом производительности труда и ростом средней заработной платы. Определять нормативы образования фонда заработной платы по показателям нормативной чистой продукции (чистой продукции) или другим показателям, более точно отражающим трудовые затраты и экономию материальных ресурсов, а в необходимых случаях - по товарной продукции или выпуску продукции в натуральном выражении. Улучшить порядок определения нормативной чистой продукции и усилить контроль за ее применением;

б) усовершенствовать и упростить систему образования фонда материального поощрения. Установить большую зависимость размеров этого фонда от выполнения плановых заданий по объему реализации продукции с учетом обязательств по поставкам в соответствии с заключенными договорами, а также от показателей эффективности производства применительно к особенностям отраслей: роста технического уровня (качества) продукции, роста производительности труда, снижения себестоимости продукции (увеличения прибыли), использования производственных фондов.

Предусмотреть, что фонд материального поощрения образуется производственными объединениями (предприятиями) с учетом специфики их работы по следующим нормативам: нормативам прироста его за каждый процент прироста фондообразующих показателей по сравнению с базовым годом; нормативам на единицу продукции в натуральном выражении; нормативам образования всей суммы фонда материального поощрения по фондообразующим показателям. В производственных объединениях (предприятиях), специализирующихся на изготовлении средств производства, размер фонда материального поощрения определяется с учетом объемов выпуска товаров народного потребления.

Установить, что в случае опережения темпов роста средней заработной платы по сравнению с темпами роста производительности труда соответствующая часть фонда материального поощрения резервируется или перечисляется в фонд социально - культурных мероприятий и жилищного строительства.

7. В целях усиления стимулирования роста производительности труда, повышения квалификации работников расширить при проведении эксперимента права производственных объединений (предприятий) в использовании экономии фонда заработной платы, а также средств фонда материального поощрения, исчисленных по утвержденным показателям и нормативам.

Предоставить администрации производственных объединений (предприятий) больше возможностей устанавливать за счет общей экономии фонда заработной платы надбавки к окладам и тарифным ставкам за высокую квалификацию и достигнутые результаты труда всем категориям инженерно - технических работников и служащих и надбавки (оклады) за профессиональное мастерство рабочим, а также надбавки за совмещение работниками профессий (должностей). Эти меры должны обеспечивать всемерное повышение производительности труда и рациональное использование фонда заработной платы. Указанные выше надбавки отменяются при ухудшении показателей работы.

Абзацы третий и четвертый утратили силу. - Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 08.12.1987 N 1398.

8. Повысить в производственных объединениях (предприятиях), где проводится эксперимент, роль фонда социально - культурных мероприятий и жилищного строительства в решении задач социального развития трудовых коллективов, поставить его рост в зависимость от конечных показателей работы производственных объединений (предприятий). Исходить из того, что постепенно этот фонд станет одним из важных источников улучшения социальных, жилищных и бытовых условий работников производственных объединений (предприятий) и членов их семей.

Предоставить указанным производственным объединениям (предприятиям) право самостоятельно решать вопросы использования фонда социально - культурных мероприятий и жилищного строительства, имея в виду, что направления использования указанного фонда должны обсуждаться и одобряться трудовыми коллективами.

Обеспечить использование средств фонда социально - культурных мероприятий и жилищного строительства прежде всего для строительства жилья, детских садов, яслей, пионерских лагерей, профилакториев, пансионатов. Материальные ресурсы и объемы подрядных работ, необходимые для осуществления мероприятий за счет этого фонда, предусматривать в плане в полном объеме и отражать отдельно. Осуществлять там, где это целесообразно, строительство указанных объектов хозяйственным способом.

9. В целях усиления заинтересованности производственных объединений (предприятий), осуществляющих эксперимент, в повышении эффективности производства, своевременном и полном выполнении обязательств перед государственным бюджетом, а также их ответственности в этом деле считать целесообразным расширить применение и повысить действенность нормативного метода распределения прибыли с тем, чтобы в распоряжении коллективов производственных объединений (предприятий), достигших высоких конечных результатов работы, оставалось больше прибыли. Платежи в государственный бюджет вносятся производственными объединениями (предприятиями) самостоятельно (децентрализованно).

Разрешить указанным производственным объединениям (предприятиям) образовывать финансовые резервы за счет сверхплановой прибыли и части надбавок к оптовым ценам на высокоэффективную и высококачественную продукцию, остающихся в их распоряжении. Увеличить там, где это целесообразно, нормативы образования финансовых резервов министерств СССР и союзных республик, проводящих эксперимент, для оказания временной (возвратной и безвозвратной) помощи производственным объединениям (предприятиям).

Установить, что в период проведения эксперимента платежный кредит предоставляется учреждениями банков на срок до 90 дней. Разрешить руководителям учреждений банков продлевать срок пользования этим кредитом до 120 дней. Производственным объединениям (предприятиям), не обеспечивающим возврат кредита в установленный срок, предоставление платежных кредитов приостанавливать либо предоставлять их под гарантию вышестоящих организаций. За пользование указанным кредитом сверх 60 дней взимать повышенный процент.

10. Обязать Министерство тяжелого и транспортного машиностроения, Министерство электротехнической промышленности, Министерство пищевой промышленности Украинской ССР, Министерство легкой промышленности Белорусской ССР и Министерство местной промышленности Литовской ССР:

приступить к проведению эксперимента с 1 января 1984 г.;

разработать в связи с этим по согласованию с Госпланом СССР, Министерством финансов СССР, Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам, Госснабом СССР, ЦСУ СССР и с участием ВЦСПС и заблаговременно довести до производственных объединений (предприятий) методические и нормативные документы, соответствующие контрольные цифры, нормативы и лимиты, необходимые для подготовки проектов планов на 1984 год;

доложить в I квартале 1985 г. ЦК КПСС и Совету Министров СССР о результатах проведения эксперимента.

Возложить персональную ответственность за организацию подготовки и проведение экономического эксперимента, предусмотренного настоящим Постановлением, на соответствующих министров.

Поручить Госплану СССР, Государственному комитету СССР по науке и технике, Министерству финансов СССР и Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам обеспечить систематический контроль за проведением экономического эксперимента и в случае необходимости представлять в Совет Министров СССР предложения о внесении соответствующих уточнений в принятые по этому вопросу решения.

Госплану СССР обобщить результаты эксперимента, провести необходимую подготовку по обеспечению разработки контрольных цифр и проекта пятилетнего плана экономического и социального развития на 1986 - 1990 годы с учетом результатов эксперимента.

 

*         *

*

 

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают большое хозяйственно - политическое значение проведения системы мер по расширению прав, усилению ответственности производственных объединений (предприятий) и считают, что проведение этой работы является одним из главных направлений улучшения руководства экономикой, совершенствования стиля и методов хозяйствования, важнейшим условием развития творческой активности трудящихся.

Партийным, советским, хозяйственным, профсоюзным и комсомольским организациям всемерно содействовать последовательному внедрению намечаемых мер в жизнь. Обеспечить действенный контроль за проводимой работой, развивать творческую инициативу трудовых коллективов, полнее использовать имеющиеся возможности для улучшения хозяйственной деятельности, ускорения научно - технического прогресса, роста производительности труда, увеличения выпуска и повышения качества продукции. Широко разъяснять содержание принятых решений и повышать ответственность кадров за их осуществление.

 

 

 


 
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010.
Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы.

При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка на Tehnorma.RU обязательна.


Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием.
 
Яндекс цитирования