ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ТРУДУ И СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 23 июня 1983 г. N 134 О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ПРАКТИКИ ПРЕМИРОВАНИЯ ЗА СОДЕЙСТВИЕ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВУ И РАЦИОНАЛИЗАЦИИ И МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЭТОГО ПРЕМИРОВАНИЯ Изобретательству и рационализации
принадлежит важная роль в ускорении научно-технического прогресса, повышении
эффективности производства, экономии материальных ресурсов и росте
производительности труда. В 1982 г. было подано 6,1 миллиона
рационализаторских предложений и заявок на изобретения. Примерно 80% их
использовано в производстве и получен экономический эффект в размере 6,9 млрд.
руб. На поощрение изобретателей и авторов рационализаторских предложений выделяются
значительные средства. В 1982 г. было выплачено авторам в виде вознаграждений
240 млн. руб., а содействовавшим их внедрению в виде премии 63 млн. руб. При
правильном использовании этих средств они могут оказать существенное
воздействие на развитие изобретательства и рационализации. Между тем в практике
их использования допускаются серьезные недостатки, что ослабляет стимулирующую
роль вознаграждений и премий. В соответствии с поручением Госкомтруд СССР с участием министерств провел
в III - IV кварталах 1982 г. проверку практики премирования за содействие
изобретательству и рационализации на 68 предприятиях и в организациях двадцати
различных отраслей народного хозяйства, а также в ряде управлений промышленных
объединений и в центральном аппарате отдельных министерств. Как показывает анализ материалов
проверки, главные недостатки в практике премирования за содействие
изобретательству и рационализации заключаются в следующем. Допускается несоответствие между
размерами премий, выплачиваемых работникам, и величиной реальной экономии,
полученной от использования изобретений и рационализаторских предложений, что
приводит к установлению завышенных размеров премий и уравниловке в материальном
поощрении работников. Этот недостаток практики премирования усугубляется тем,
что эффективность изобретений и рационализаторских предложений искусственно
преувеличивается. На ряде предприятий Минэнерго СССР выявлены факты, когда
сумма премий, выплачиваемых за содействие, в 2 - 3 раза превышала размер
вознаграждения изобретателей и рационализаторов. В московской типографии N 7 Госкомиздата СССР директору и главному инженеру в 1981 г.
было выплачено по 100 рублей каждому за участие в организации производства по
трем рационализаторским предложениям, по которым отчисления в фонд премирования
в соответствии с полученной от их внедрения экономией составили всего 20
рублей. На предприятии "Ремстройдормаш"
треста "Строймеханизация N 1" Главсевкавстроя Минтяжстроя СССР
при выплате авторского вознаграждения за рационализаторское предложение в
размере 10 рублей премия за содействие этому предложению была выплачена в
размере 90 рублей, в т.ч. начальникам цеха,
технического и планово-производственного отделов премия в 2 - 3 раза превышала
авторское вознаграждение. Массовое премирование в одинаковой сумме премий (по
10 - 20 рублей) имело место на московском металлургическом заводе "Серп и
Молот" Минчермета СССР, на Подольском
машиностроительном заводе им. Серго Орджоникидзе Минэнергомаша. Необоснованно расширяется круг
премируемых работников, что приводит к распылению средств на эти цели и
уменьшению размеров премий, выплачиваемых тем, кто их действительно
заслуживает. В производственном объединении
"Арарат" Минпищепрома Армянской ССР премии
за содействие изобретательству и рационализации были выплачены
секретарю-машинистке, начальнику отдела кадров; на Московском заводе
электромедицинской аппаратуры "ЭМА" Минмедпрома
- кассиру-бухгалтеру, кладовщикам; в Московском производственном швейном
объединении "Смена" Минлегпрома СССР -
машинистке, водителям автомашин. На заводе железобетонных изделий N 20 Главмоспромстройматериалов премия выплачена главному
энергетику за содействие использованию рационализаторского предложения, которое
было внедрено за полгода до его зачисления на предприятие. Нередки случаи, когда за содействие
изобретательству и рационализации премируются руководящие работники предприятий
и организаций, которые на деле не вносили своего вклада в эту важнейшую работу.
В Душанбинском кожевенно-обувном объединении Минлегпрома
Таджикской ССР, на Горийском хлопчатобумажном
комбинате Минлегпрома Грузинской ССР премии
выплачивались преимущественно руководству предприятия без учета личного участия
в содействии изобретательству и рационализации. Нарушается установленный порядок
премирования: не определяется конкретное участие отдельных работников в
содействии изобретательству и рационализации; некоторые руководящие работники
предприятий самоустраняются от организации премирования; выплата премий
производится без разрешения руководителя вышестоящей организации, а также без
согласования с профсоюзным комитетом. В научно-производственном объединении
"Восход" Минлесбумпрома СССР решения о
премировании работников принимаются без документов, подтверждающих их личное
участие в работах по содействию. Аналогичное положение имело место в
производственном объединении "Арарат" Минпищепрома
Армянской ССР, в ленинградских СКБ кожевенных и обувных машин и ОКБ торгового
машиностроения Минлегпищемаша и ряде других. Также
без учета личного участия премии выплачивались на предприятиях Госкомиздата СССР (Владимирская типография,
производственное объединение "Периодика", Можайский полиграфический
комбинат). На заводе железобетонных изделий N 20 Главмоспромстройматериалов
выплата премий руководящим работникам производилась без согласования с
соответствующим профсоюзным комитетом. В ряде промышленных объединений и
министерств не налажен систематический и действенный контроль
за использованием средств на премирование и не установлено, какое
подразделение министерства несет ответственность за это дело. Это относится к Минлесбумпрому СССР, Минэнерго СССР и другим. Отдельные производственные объединения и
предприятия не обеспечены необходимыми инструктивными материалами и
пользовались при решении вопросов премирования устаревшими положениями
(предприятия Госкомиздата СССР, Минлесбумпрома
СССР и др.). В ходе проверки изучена практика
премирования за содействие изобретательству и рационализации работников
центрального аппарата министерств и управлений всесоюзных промышленных объединений
(ВПО). Анализ показал разный подход к данному вопросу в министерствах. Ряд из
них (Минцветмет СССР, Минчермет
СССР, Минмедпром, Минживмаш,
Минлесбумпром СССР, Минмонтажспецстрой
СССР) практически отказались от такого премирования работников аппарата
министерств. При этом средства, выделяемые министерствам и другим органам
управления на эти цели, направляются, как правило, для увеличения
соответствующих фондов премирования на подведомственных предприятиях и в
организациях (научно-исследовательских институтах, конструкторских бюро и др.). Вместе с тем, работники управлений
промышленных объединений отдельных министерств (Минлегпрома
СССР, Минчермета СССР), а в некоторых случаях и
работники центрального аппарата министерства (например, Минуглепром
СССР) премируются за содействие изобретательству и рационализации. По состоянию на конец
1982 г. многие министерства: Миннефтепром, Минэлектротехпром, Минхиммаш,
Минприбор, Минпищепром
СССР, Минмясомолпром СССР, Главмикробиопром,
Минводхоз СССР, Минтяжстрой СССР, Минвостокстрой,
Минсвязь СССР и другие - по результатам проверок
провели заседания коллегий, выработали и приняли конкретные меры по устранению
допущенных недостатков и там, где были выявлены случаи незаконной выплаты
премий и грубые нарушения установленного порядка поощрения, наказали виновных и
приняли решение о возврате отдельными работниками необоснованно выплаченных им
премий за содействие изобретательству и рационализации. Вместе с тем, в
министерствах: Минстанкопроме, Минавтопроме,
Минживмаше, Минстройдормаше,
Минсельхозе СССР, Минторге
СССР и ряде других - эта работа затянулась и практически было мало что сделано
для устранения недостатков в премировании. В целях повышения эффективности
премирования за содействие изобретательству и рационализации и устранения
имеющихся недостатков в этом деле Государственный комитет СССР по труду и
социальным вопросам постановляет: 1. Обратить внимание министерств и
ведомств на необходимость организации систематического контроля
за соблюдением установленного порядка премирования за содействие
изобретательству и рационализации и правильным расходованием средств,
выделенных на эти цели, на подведомственных предприятиях и в организациях,
скорейшего устранения имеющихся недостатков в практике премирования. Считать
необходимым, чтобы министерства и ведомства периодически рассматривали эти
вопросы на заседаниях коллегии. 2. Обязать отделы Государственного
комитета СССР по труду и социальным вопросам, государственные комитеты по труду
союзных республик проводить систематические проверки практики применения
Положения о премировании за содействие изобретательству и рационализации, а
отраслевые отделы Госкомтруда СССР координировать работу министерств в этой
области. 3. Утвердить по согласованию с
Государственным комитетом СССР по делам изобретений и открытий, Министерством
финансов СССР и ВЦСПС Положение о премировании за содействие изобретательству и
рационализации согласно приложению (не приводится), предусматривающее: усиление зависимости размеров премий от величины реально полученной экономии; уточнение перечня работ, относящихся к
содействию изобретательству и рационализации, а также порядка выплаты премий
лицам, привлекаемым к этой работе со стороны; отмену премирования работников аппарата
всех министерств, ведомств и других органов управления. 4. Признать утратившими силу: Постановление Государственного комитета
Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 15 апреля 1974 г.
N 76 "Об утверждении Положения о порядке премирования за содействие
изобретательству и рационализации и использования выделенных для этих целей
средств"; Постановление Государственного комитета
СССР по труду и социальным вопросам от 27 июля 1979 г. N 331 "О внесении
изменений и дополнений в Положение о порядке премирования за содействие
изобретательству и рационализации и использования выделенных для этих целей
средств". Председатель Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам Ю.БАТАЛИН |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |