Утверждена Заместителем министра гражданской авиации В.В.КУЗЬКИНЫМ 18 марта 1983 года Согласовано Председателем Всесоюзного объединения "Мореплавание" Министерства морского флота Б.С.МАЙНАГАШЕВЫМ 10 марта 1983 года Дата введения - 18 марта 1983 года ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ВЕРТОЛЕТОВ МИ-2 И КА-26 С СЕРИЙНОЙ ОПРЫСКИВАЮЩЕЙ АППАРАТУРОЙ ДЛЯ БОРЬБЫ С АВАРИЙНЫМИ РАЗЛИВАМИ НЕФТИ В МОРЕ Согласована Председателем Всесоюзного объединения "Мореплавание"
Министерства морского флота Б.С. Майнагашевым
10.03.1983. Утверждена Заместителем министра гражданской авиации В.В. Кузькиным 18.03.1983. Инструкция составлена на основании
результатов исследований, проведенных Всесоюзным научно-исследовательским
институтом применения гражданской авиации в народном хозяйстве (ВНИИПАНХ ГА) и
Центральным научно-исследовательским институтом морского флота (ЦНИИМФ) в 1979
- 1982 гг. Инструкция подготовлена начальником
отдела применения авиации в отраслях народного хозяйства, начальником сектора
применения авиации в промышленности, младшими научными сотрудниками (ВНИИПАНХ
ГА). Инструкция предназначена для специалистов
предприятий гражданской авиации и морского флота, занимающихся ликвидацией
аварийных разливов нефти в море. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящей Инструкцией
регламентируются: - организация подготовительных работ; - методика выполнения полетов; - правила техники безопасности. 1.2. Вертолеты Ми-2 и
Ка-26 с серийной опрыскивающей аппаратурой обрабатывают нефтяную пленку
аварийного разлива нефти в море в соответствии с требованиями настоящей
Инструкции, действующих "Руководства по летной эксплуатации вертолета
Ми-2", "Руководства по летной эксплуатации вертолета Ка-26",
"Инструкции по эксплуатации и техническому обслуживанию конструкции вертолета
Ми-2 с двумя двигателями ГТД-350", "Инструкции по технической
эксплуатации вертолета Ка-26". 1.3. В качестве рабочей жидкости
используют диспергент ОМ-6 (ТУ 38-30940-79) <*>, применяемый спецформированиями АСПТР и портами Министерства морского
флота при проведении работ по борьбе с аварийными разливами нефти в море.
Подготовка диспергента нефти ОМ-6 <*> и условия его применения
регламентируются РД 31.04.02-80 "Временная инструкция по применению
диспергентов ОМ-6 и Корексит 9527, предназначенных
для ликвидации нефтяных пленок, плавающих на поверхности воды" (Л.,
ЦНИИМФ, 1980) <**>. -------------------------------- <*> и диспергента ОМ-84. <**> С 01.01.87 вместо РД
31.04.02-80 действует РД 31.04.24-86 "Инструкция по применению
диспергентов нефти ОМ-6, ОМ-84 и Корексит 9527". 1.4. Диспергент ОМ-6 представляет собой
жидкую смесь биохимически окисляемых и
взрывобезопасных веществ, вязкость которой зависит от температуры. Характеристики диспергента ОМ-6 Плотность 840 - 890 кг/куб. м Вязкость: при 20 °C не более 40 сСт при 5 °C не более 200 сСт Температура: замерзания ниже минус 10 °C вспышки в закрытом тигле не ниже 65 °C Коррозионная активность отсутствует. Диспергенты не рекомендуется использовать
при температуре воды и воздуха менее 5 °C. 1.5. В соответствии с
"Инструкцией об организации работ по ликвидации аварийных разливов нефти в
море", утвержденной министром морского флота 2 февраля 1977 г. и министром
гражданской авиации 16 марта 1977 г., территориальное управление гражданской
авиации по заявке штаба руководства операциями по ликвидации аварийных разливов
нефти (ШРО) соответствующего пароходства выделяет необходимое количество
вертолетов и технические средства для их обслуживания. 2. ОРГАНИЗАЦИЯ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ 2.1. ШРО пароходства информирует
руководителя авиапредприятия о месте аварийного разлива нефти в море,
направлении его дрейфа и норме внесения диспергента. 2.2. Представитель
аэродромной службы авиапредприятия совместно с представителем ШРО пароходства
определяет место базирования вертолета (посадочную площадку) в соответствии с
действующими "Инструкцией по проектированию вертолетных станций,
вертодромов и посадочных площадок для вертолетов гражданской авиации" и
Инструкцией N 28/И-81 и информирует руководителя авиапредприятия о месте и
размерах выбранной площадки, условиях подхода вертолета, состоянии грунта. 2.3. ШРО пароходства направляет своего
представителя к месту базирования вертолета для организации доставки
диспергентов, их загрузки в емкости опрыскивающей аппаратуры и определения норм
внесения диспергента. 2.4. Перед вылетом в район аварийного
разлива нефти экипаж вертолета должен: 2.4.1. Нанести на полетную карту место
аварийного разлива нефти с учетом его дрейфа, место базирования вертолета и
маршрут полета к нефтяному полю от характерного ориентира (навигационной или
радионавигационной точки) на берегу. 2.4.2. Провести предполетную подготовку в
соответствии с НПП-78 ГА, п. 8.12.11. 2.4.3. Оборудовать вертолет серийной сельскохозяйственной
аппаратурой, установив на штангах распылители необходимого диаметра. На борту
вертолета иметь полный комплект распылителей других стандартных диаметров и при
необходимости техническое средство для заправки вертолета рабочей жидкостью. 2.4.4. После заполнения баков
опрыскивателя водой проверить работу опрыскивающей аппаратуры на земле.
Обратить особое внимание на качество герметизации стыковочных узлов
опрыскивателя и в случае необходимости устранить подтекание
жидкости. Применение опрыскивающей аппаратуры с негерметичной системой
опрыскивателя запрещается. 2.5. По прибытии на посадочную площадку
командир экипажа должен: 2.5.1. Проверить соответствие посадочной
площадки требованиям Руководств по летной эксплуатации вертолетов Ми-2 и Ка-26.
При необходимости принять меры к устранению выявленных недостатков. 2.5.2. Провести инструктаж (под расписку)
всех членов загрузочной бригады, водителей погрузочных и транспортных средств о
соблюдении правил загрузки диспергента, техники безопасности и требований
пожарной безопасности при работе у вертолета. 2.5.3. Уточнить у представителя ШРО
пароходства о местонахождении нефтяного разлива, нормах внесения диспергента и
произвести необходимые штурманские и технологические расчеты. 2.5.4. В соответствии с полученной
информацией рассчитать секундный расход рабочей жидкости в зависимости от ее
вязкости по формуле: Q = Q x K, рж в где: Q - секундный расход воды в системе опрыскивания вертолета (см. в табл. 1); K - безразмерный коэффициент, равный отношению расхода рабочей жидкости к расходу воды (см. рис. - не приводится). Таблица 1 СЕКУНДНЫЙ РАСХОД ВОДЫ В СИСТЕМЕ ОПРЫСКИВАНИЯ ВЕРТОЛЕТОВ, Л/С ┌─────────────────┬───────────────────────────────────────────────────────┐ │ Тип вертолета │ Диаметр выходного отверстия, мм │ │ ├───────┬───────┬───────┬───────┬───────┬───────┬───────┤ │ │ 1 │ 1,25 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ ├─────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤ │Ми-2 │- │1,9 │3,2 │5,8 │6,8 │8,1 │10,2 │ │Ка-26 │1,75 │- │3,5 │5,36 │7,65 │10,1 │- │ └─────────────────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┘ 2.5.5. Установить на штанге опрыскивателя
необходимый комплект распылителей и проверить правильность регулировки
опрыскивающей системы при выполнении первого полета по обработке поля нефтяного
разлива. 2.5.6. Определить условия полета
вертолета на рабочем гоне в зависимости от норм расхода диспергента (табл. 2). Таблица 2 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ АВИАОПРЫСКИВАНИЯ ┌───────────────┬───────────────┬──────────────┬──────────────────────────┐ │Норма расхода, │ Скорость │ Секундный │Диаметр выходных отверстий│ │ л/га │ полета, км/ч │ расход, л/с │ распылителей, мм │ ├───────────────┼───────────────┼──────────────┼──────────────────────────┤ │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ ├───────────────┴───────────────┴──────────────┴──────────────────────────┤ │ Вертолет Ми-2 │ │ │ │15 │115 │1,9 │1,25 │ │20 │85 │1,9 │1,25 │ │25 │115 │3,2 │2,0 │ │30 │100 │3,2 │2,0 │ │40 │70 │3,2 │2,0 │ │50 │105 │5,8 │3,0 │ │60 │100 │6,8 │4,0 │ │60 │120 │8,1 │5,0 │ │70 │85 │6,8 │4,0 │ │70 │105 │8,1 │5,0 │ │80 │90 │8,1 │6,0 │ │80 │115 │10,2 │6,0 │ │90 │100 │10,2 │6,0 │ │100 │90 │10,2 │6,0 │ │ │ │ Вертолет Ка-26 │ │ │ │15 │105 │1,75 │1,0 │ │20 │80 │1,75 │1,0 │ │25 │65 │1,75 │1,0 │ │25 │120 │3,5 │2,0 │ │30 │105 │3,5 │2,0 │ │40 │80 │3,5 │2,0 │ │40 │120 │5,36 │3,0 │ │50 │95 │5,36 │3,0 │ │60 │80 │5,36 │3,0 │ │60 │115 │7,65 │4,0 │ │70 │70 │5,36 │3,0 │ │70 │100 │7,65 │4,0 │ │80 │115 │10,1 │5,0 │ │90 │100 │10,1 │5,0 │ │100 │90 │10,1 │5,0 │ └───────────────┴───────────────┴──────────────┴──────────────────────────┘ Примечания: 1. Число распылителей
постоянно и равно: для вертолета Ми-2 - 128 шт.; для вертолета Ка-26 - 108 шт. 2. Ширина рабочего захвата - 40 м. 2.6. В случае использования водных
растворов диспергента при заправке вертолета рабочей жидкостью первоначально
закачивается расчетное количество чистого диспергента, а затем добавляется требуемое
количество воды и смесь перемешивается в течение 2 - 5 мин. 3. МЕТОДИКА
ВЫПОЛНЕНИЯ ПОЛЕТОВ 3.1. Типовой полет вертолетов Ми-2 и
Ка-26 при ликвидации аварийных разливов нефти состоит из следующих элементов: - взлет с заполненными рабочей жидкостью баками; - набор высоты, переход в горизонтальный
полет; - горизонтальный полет к характерному
ориентиру на берегу моря; - полет от характерного ориентира в район
поля нефтяного разлива; - выход в район поля нефтяного разлива,
его поиск и обнаружение; - маневр по заходу на поле нефтяного
разлива, достижение рекомендуемых рабочей высоты и
скорости полета; - включение аппаратуры в начале гона; - полет над гоном с работающей
аппаратурой, выключение аппаратуры в конце гона; - маневр по заходу на следующий гон или
полет на посадочную площадку. 3.2. Для наибольшей эффективности
применения вертолетов Ми-2 и Ка-26 полеты выполнять с максимально допустимой
взлетной массой, рассчитанной в соответствии с Руководством по летной
эксплуатации соответствующего вертолета из условий возможности выполнения
полета на одном двигателе. 3.3. Первый полет к нефтяному разливу
выполнить от характерного ориентира на берегу моря по предварительно
вычисленным параметрам (расчетный курс, путевая скорость, расчетное время) на
высоте 100 - 200 м. 3.4. Если по истечении расчетного времени
полета вертолета поле нефтяного разлива не будет обнаружено, его поиск
осуществлять методом "расходящейся коробочки" с набором высоты до 500
м. Если после 15 - 20-минутного поиска поле не обнаружено, экипажу вертолета
возвратиться на посадочную площадку для уточнения местонахождения нефтяного
разлива и повторения полета. 3.5. После обнаружения поля (нефтяное
загрязнение просматривается контрастным глянцевым пятном на поверхности моря
при полете "на солнце" и радужным с серебристыми отливами пятном при
полете "от солнца") необходимо выполнить обзорный облет района,
уточнить местонахождение, размер, конфигурацию и направление дрейфа поля
нефтяного разлива. Если разлив нефти произошел вблизи береговой черты, выявить
наличие и характер препятствий на берегу, мешающих полетам по опрыскиванию. В
результате обзорного облета принять решение о способе и направлении обработки
поля нефтяного разлива. 3.6. Исходя из конфигурации поля
нефтяного разлива и гидрометеорологической обстановки, обработку рекомендуется
проводить по периметру поля, двигаясь к центру, или, начиная с одного края (с
подветренной стороны), двигаться к другому краю. Обработку можно выполнять как загонным,
так и челночным способом в зависимости от размера, формы и направления его
дрейфа, однако предпочтительнее применение загонного способа, так как в данном
случае при заходе вертолета на очередной гон обрабатываемый участок нефтяного
разлива постоянно находится в поле зрения пилота. Вследствие быстрого и эффективного
воздействия диспергента на нефть на водной поверхности образуется хорошо
просматриваемый след, который служит ориентиром для последующего захода на
рабочий гон. Время дня и погода на процесс диспергирования нефтяной пленки не
влияют. 3.7. При выполнении первого полета по
обработке поля нефтяного разлива уточнить секундный расход рабочей жидкости в
опрыскивающей системе, и с учетом полученных результатов откорректировать
параметры полета вертолета над гоном. 3.8. Для обеспечения
оптимальной ширины захвата, улучшения равномерности распределения и уменьшения
сноса рабочей жидкости обработку поля нефтяного разлива производить при высоте
полета вертолета 10 - 20 м и скорости от 65 км/ч до максимально допустимой (в
зависимости от нормы внесения рабочей жидкости). Заход на гон выполнять с учетом
солнцестояния и направления ветра. 4. ПРАВИЛА ТЕХНИКИ
БЕЗОПАСНОСТИ 4.1. При проведении работ по ликвидации
аварийных разливов нефти в море с помощью диспергента ОМ-6 <*>,
относящегося к классу малоопасных химических веществ (4 класс по ГОСТ
12.1.007-76), следует соблюдать требования действующих "Правил по технике
безопасности и производственной санитарии на авиационно-химических
работах". -------------------------------- <*> и диспергента ОМ-84. 4.2. В случае загрузки вертолета
неразбавленным диспергентом двигатель внутреннего сгорания загрузчика должен
быть снабжен искрогасителем, глушитель - защищен листовым асбестом или железным
кожухом, а вертолет и загрузчик - заземлены. 4.3. При полетах над водной поверхностью
каждый член экипажа на борту воздушного судна должен быть обеспечен
спасательным жилетом, готовым к применению (п. 8.12.11.3 НПП-78 ГА). 4.4. Ежедневно после окончания
опрыскивания сельскохозяйственную аппаратуру вертолетов необходимо промывать
водой. |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |