ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РСФСР УКАЗ от 3 марта 1983 года ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОСТОЯННЫХ КОМИССИЯХ МЕСТНЫХ СОВЕТОВ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ РСФСР Президиум Верховного Совета РСФСР
постановляет: 1. Утвердить Положение о постоянных
комиссиях местных Советов народных депутатов РСФСР. 2. Поручить Президиумам
Верховных Советов автономных республик привести законодательство
автономных республик в соответствие с настоящим Положением. Утверждено Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 марта 1983 года ПОЛОЖЕНИЕ О ПОСТОЯННЫХ КОМИССИЯХ МЕСТНЫХ СОВЕТОВ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ РСФСР I. ОСНОВНЫЕ
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСТОЯННЫХ КОМИССИЙ. ПОРЯДОК ИХ ОБРАЗОВАНИЯ Статья 1. В соответствии с Конституцией
РСФСР местные Советы народных депутатов избирают из числа депутатов постоянные
комиссии для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к
ведению Совета, а также для содействия проведению в жизнь решений Совета и
вышестоящих государственных органов, контроля за
деятельностью государственных органов, предприятий, учреждений и организаций. Статья 2. Основными задачами постоянных
комиссий местных Советов народных депутатов являются: разработка предложений для рассмотрения
Советом и его исполнительным комитетом; подготовка заключений по вопросам,
внесенным на рассмотрение Совета и его исполнительного комитета: содействие государственным органам и
организациям, а также депутатам Совета в их работе по осуществлению решений
вышестоящих государственных органов, решений Совета и его исполнительного
комитета; контроль за деятельностью отделов и управлений исполнительного комитета Совета,
предприятий, учреждений и организаций по проведению в жизнь решений Совета, его
исполнительного комитета и вышестоящих государственных органов, а также по
соблюдению законодательства Союза ССР и РСФСР; контроль за деятельностью расположенных на территории Совета предприятий,
учреждений и организаций вышестоящего подчинения по вопросам, относящимся к
ведению Совета; содействие в осуществлении контроля за рассмотрением и реализацией государственными и
общественными органами, должностными лицами предложений и замечаний депутатов,
высказанных на сессиях Совета, а также за выполнением наказов избирателей
депутатам по вопросам, относящимся к ведению Совета; рассмотрение вопросов, связанных с
планированием, улучшением управления хозяйством, контролем за
выполнением планов экономического и социального развития, повышением
эффективности производства и качества продукции, внедрением научно-технических
достижений и передового опыта, улучшением условий труда и быта советских людей. Выполняя возложенные на них задачи,
постоянные комиссии местных Советов призваны всей своей работой во время сессий
Совета и в период между сессиями способствовать
постоянной и эффективной деятельности Совета. Статья 3. Постоянные комиссии местных
Советов народных депутатов руководствуются в своей деятельности
законодательством Союза ССР и РСФСР, настоящим Положением, а также решениями
соответствующего местного Совета. Постоянные комиссии в своей деятельности
исходят из единства общегосударственных интересов и интересов граждан,
проживающих на территории соответствующего Совета. Статья 4. Местные Советы народных
депутатов образуют мандатную комиссию, планово-бюджетную комиссию, комиссию по
социалистической законности и охране общественного порядка, а также постоянные
комиссии по другим вопросам государственного, хозяйственного и
социально-культурного строительства. Количество постоянных комиссий по другим
вопросам государственного хозяйственного и социально-культурного строительства,
наименование и задачи этих комиссий устанавливаются Советом при образовании
комиссий, исходя из законодательства о соответствующем звене местных Советов,
числа депутатов, а также стоящих перед Советом конкретных задач и местных
условий. Статья 5. Постоянные комиссии избираются соответствующим
Советом народных депутатов на срок полномочий Совета данного созыва в составе
председателя и членов комиссии. Численный состав каждой комиссии определяется
Советом. Постоянные комиссии, в случае
необходимости, избирают из своего состава заместителя председателя и секретаря
комиссии. В течение срока полномочий местные Советы
могут образовывать новые постоянные комиссии и вносить изменения в состав
комиссий. В состав постоянных
комиссий краевого, областного, городского (городов республиканского (РСФСР)
подчинения) Совета народных депутатов, Совета народных депутатов автономной
области и автономного округа не могут быть избраны депутаты, входящие в состав
исполнительного комитета краевого, областного, городского Совета, Совета
народных депутатов автономной области и автономного округа, краевого,
областного, городского комитета народного контроля, комитета народного контроля
автономной области и автономного округа, краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа,
прокурор края, области, города, автономной области и автономного округа. В состав постоянных комиссий районного,
городского, районного в городе Совета народных депутатов не могут быть избраны
депутаты, входящие в состав исполнительного комитета районного, городского,
районного в городе Совета, районного, городского, районного в городе комитета
народного контроля, народные судьи, районный и городской прокуроры. В состав постоянных комиссий поселкового,
сельского Совета народных депутатов не могут быть избраны депутаты, входящие в
состав исполнительного комитета поселкового, сельского Совета и группы
народного контроля при поселковом, сельском Совете народных депутатов. Статья 6. Постоянные комиссии
ответственны перед избравшим их Советом и ему подотчетны. Статья 7. Постоянные комиссии свою работу
строят на основе коллективного, свободного, делового обсуждения и решения
вопросов, гласности и широкой инициативы членов постоянных комиссий. Постоянные комиссии действуют в
сотрудничестве с государственными органами, общественными организациями,
трудовыми коллективами, органами народного контроля, органами общественной
самодеятельности населения, изучают и учитывают общественное мнение. II. ВОПРОСЫ ВЕДЕНИЯ
ПОСТОЯННЫХ КОМИССИЙ Статья 8. Вопросы ведения, права и
обязанности, порядок организации и деятельности постоянных комиссий местных
Советов народных депутатов определяются Конституцией СССР, Конституцией РСФСР,
другими законодательными актами Союза ССР и РСФСР, настоящим Положением. Статья 9. Мандатная комиссия: 1) проверяет полномочия депутатов Совета
и представляет на рассмотрение Совета предложения о признании полномочий
депутатов, а в случае нарушения законодательства о выборах - о признании
выборов отдельных депутатов недействительными; 2) подготавливает и вносит в
исполнительный комитет Совета предложения по вопросам проведения выборов
депутатов вместо выбывших; 3) подготавливает заключения по вопросам,
связанным с неприкосновенностью депутата и другими гарантиями депутатской деятельности,
отзывом депутата избирателями, а также с досрочным прекращением полномочий
депутата по его личному заявлению либо в связи с вступившим в законную силу
обвинительным судебным приговором в отношении лица, являющегося депутатом. Статья 10. Планово-бюджетная комиссия: 1) предварительно рассматривает внесенные
исполнительным комитетом на утверждение Совета текущие и перспективные планы
экономического и социального развития, отчеты об их выполнении и дает по ним
свои заключения; 2) предварительно рассматривает внесенные
исполнительным комитетом на утверждение Совета бюджет, отчет о его исполнении и
дает по ним свои заключения; 3) рассматривает поступившие в комиссию
от исполнительных комитетов нижестоящих Советов, общественных организаций
предложения, касающиеся изменения планов экономического и социального развития
и бюджета, внесенных на утверждение Совета; 4) рассматривает и согласует поступившие
от других постоянных комиссий Совета замечания и предложения по планам
экономического и социального развития, бюджету и отчетам о выполнении планов и
исполнении бюджета; 5) ведет работу по выявлению
внутрихозяйственных резервов и дополнительных доходов бюджета и усилению режима
экономии при расходовании государственных средств; 6) участвует в осуществлении контроля за выполнением планов экономического и социального
развития и исполнением бюджета; 7) принимает участие в подготовке других
плановых и бюджетно-финансовых вопросов, вносимых на рассмотрение Совета и его
исполнительного комитета. Статья 11. Комиссия по социалистической
законности и охране общественного порядка: 1) принимает участие в разработке и
осуществлении мероприятий по обеспечению социалистической законности, охраны
государственного и общественного порядка, прав граждан на территории Совета; 2) принимает участие в разработке и
осуществлении мероприятий по правовому воспитанию граждан; 3) дает заключения по проектам решений,
переданных комиссии на предварительное или дополнительное рассмотрение, а также
по проектам решений, принимаемых соответствующим Советом в установленном
законом порядке, за нарушение которых предусматривается административная
ответственность; 4) участвует в осуществлении контроля за соблюдением социалистической законности в
отделах и управлениях исполнительного комитета Совета, на предприятиях, в
учреждениях и организациях, в проверке состояния дел по рассмотрению
предложений, заявлений, жалоб граждан и организации их приема; 5) оказывает помощь в работе советов
общественных пунктов охраны порядка, добровольных народных дружин, товарищеских
судов и добровольных пожарных дружин. Статья 12. Постоянные комиссии по другим
вопросам государственного, хозяйственного и социально-культурного
строительства: 1) принимают участие в подготовке
вопросов, связанных с развитием соответствующих отраслей государственного,
хозяйственного и социально-культурного строительства, вносимых на рассмотрение
Совета и его исполнительного комитета; 2) предварительно рассматривают
соответствующие разделы планов экономического и социального развития, бюджета и
отчеты о выполнении планов и исполнении бюджета, вносят по ним свои замечания и
предложения и передают их планово-бюджетной комиссии, а в случае необходимости
представляют эти замечания и предложения Совету; 3) подготавливают совместно с
планово-бюджетной комиссией заключения по планам экономического и социального
развития и бюджету, отчетам о выполнении планов и исполнении бюджета и
представляют эти заключения Совету и его исполнительному комитету; 4) ведут работу по выявлению
дополнительных резервов и возможностей развития сельского хозяйства, местной
промышленности, жилищного, коммунального хозяйства и благоустройства, улучшения
социально-культурного, бытового и иного обслуживания населения, подготавливают
по этим вопросам предложения и вносят их на рассмотрение Совета и его
исполнительного комитета; 5) проверяют в пределах своих полномочий
работу отделов и управлений исполнительного комитета Совета, предприятий,
учреждений и других организаций, расположенных на территории Совета,
представляют предложения по результатам проверки на рассмотрение руководителей
предприятий, учреждений и других организаций, а в необходимых случаях вносят
предложения на рассмотрение Совета и его исполнительного комитета. Статья 13. Постоянные комиссии
предварительно обсуждают план мероприятий по выполнению наказов избирателей и
дают по нему свои заключения. Постоянные комиссии проверяют выполнение
наказов избирателей, заслушивают сообщения руководителей предприятий,
учреждений и организаций о ходе реализации наказов и вносят на рассмотрение
Совета и его исполнительного комитета соответствующие предложения. Статья 14. Постоянные комиссии оказывают
Совету и его исполнительному комитету содействие в рассмотрении предложений,
заявлений и жалоб граждан. Статья 15. Вопросы, относящиеся к ведению
нескольких постоянных комиссий, могут по инициативе комиссий, а также по
поручению Совета либо по рекомендации его исполнительного комитета
подготавливаться и рассматриваться комиссиями совместно. Постоянная комиссия по вопросам,
находящимся на ее рассмотрении, может запрашивать мнение других постоянных
комиссий. Статья 16. Если постоянная комиссия
считает, что вопрос, переданный на ее рассмотрение, относится также к ведению
другой постоянной комиссии, либо признает необходимым высказать свое мнение по
вопросу, рассматриваемому другой комиссией, то она вправе внести об этом
предложение в Совет или его исполнительный комитет. Постоянная комиссия по просьбе других
постоянных комиссий может по вопросам своего ведения принимать участие в
подготовке вопросов, рассматриваемых этими комиссиями. III. ПРАВА И
ОБЯЗАННОСТИ ПОСТОЯННЫХ КОМИССИЙ Статья 17. Постоянные комиссии при
рассмотрении вопросов, относящихся к их ведению, пользуются равными правами и несут равные обязанности. Статья 18. Постоянные комиссии имеют
право вносить на рассмотрение Совета или его исполнительного комитета вопросы,
относящиеся к ведению постоянных комиссий. Статья 19. Постоянные комиссии по
вопросам, относящимся к их ведению, могут выступать с докладами и содокладами
на сессиях Совета и заседаниях его исполнительного комитета. Постоянные комиссии по вопросам,
внесенным ими в Совет, либо по вопросам, переданным комиссиям на
предварительное или дополнительное рассмотрение, выделяют своих докладчиков или
содокладчиков. По вопросам, подготовленным постоянными
комиссиями совместно, комиссии могут выступать с совместными докладами и
содокладами либо отдельно представлять свои замечания и предложения. Статья 20. Постоянные комиссии вправе
вносить в Совет или его исполнительный комитет предложения о передаче проектов
решений Совета по наиболее важным вопросам на обсуждение трудовых коллективов,
собраний граждан по месту жительства. Статья 21. Постоянные комиссии по
вопросам, относящимся к их ведению, вправе заслушивать на своих заседаниях
доклады и сообщения руководителей отделов и управлений исполнительного комитета
Совета, предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории
Совета, а также руководителей исполнительных комитетов нижестоящих Советов. По предложению постоянной комиссии
руководители или представители указанных органов и организаций, предприятий и
учреждений обязаны явиться на заседание комиссии и представить разъяснения по
рассматриваемым комиссией вопросам. При этом постоянные комиссии
заблаговременно извещают соответствующие органы и организации о предстоящем
рассмотрении вопросов. Статья 22. Постоянные комиссии по
вопросам, относящимся к их ведению, вправе требовать от отделов и управлений
исполнительного комитета соответствующего Совета, предприятий, учреждений и
организаций, от должностных лиц необходимые материалы и документы. Указанные органы и организации, а также
должностные лица обязаны выполнять требования постоянных комиссий, представлять
им необходимые материалы и документы. Статья 23. Разработанные постоянными
комиссиями рекомендации по вопросам, относящимся к ведению Совета, направляются
соответствующим государственным и общественным органам, предприятиям,
учреждениям и организациям и сообщаются исполнительному комитету данного
Совета, а в необходимых случаях - исполнительным комитетам нижестоящих Советов. Рекомендации постоянных комиссий подлежат
обязательному рассмотрению соответствующими государственными и общественными
органами, предприятиями, учреждениями и организациями. О результатах
рассмотрения или о принятых мерах должно быть сообщено постоянным комиссиям не
более чем в месячный срок либо в иной срок, установленный комиссиями. Статья 24. Постоянные комиссии по
вопросам, отнесенным к их ведению, вправе вносить предложения о заслушивании на
сессии Совета и заседании его исполнительного комитета отчета или информации о
работе любого органа либо должностного лица, о выполнении ими решении Совета,
исполнительного комитета, своих рекомендаций, решений вышестоящих
государственных органов и наказов избирателей. Статья 25. Постоянные комиссии для
осуществления контроля за выполнением решений Совета и
его исполнительного комитета, наказов избирателей могут в необходимых случаях
создавать депутатские посты на предприятиях, в учреждениях и организациях в
составе одного или нескольких депутатов. Статья 26. Постоянные комиссии имеют
право обращаться с запросами к исполнительному комитету соответствующего
Совета, руководителям его отделов и управлений, а также к руководителям
расположенных на территории Совета предприятий, учреждений и организаций по
вопросам, отнесенным к ведению Совета. Статья 27. Постоянные комиссии вправе
привлекать к своей работе депутатов Совета, не входящих в состав комиссий,
представителей государственных органов, общественных организаций, органов
общественной самодеятельности населения, а также специалистов и ученых. Статья 28. Член постоянной комиссии
обязан участвовать в деятельности комиссии, содействовать проведению в жизнь ее
решений, выполнять поручения комиссии. Член постоянной комиссии пользуется
решающим голосом по всем вопросам, рассматриваемым комиссией, имеет право
предлагать вопросы для рассмотрения постоянной комиссией и участвовать в их
подготовке и обсуждении, вносить предложения о необходимости проведения
проверок работы государственных органов, предприятий, учреждений и организаций,
о заслушивании их представителей на заседании комиссии. Член постоянной комиссии, предложения
которого не получили поддержки комиссии, может внести их в письменной или
устной форме при обсуждении данного вопроса на сессии Совета или заседании его
исполнительного комитета. Члену постоянной комиссии по вопросам,
вносимым на обсуждение комиссии, предоставляются необходимые
документы и другие материалы. Член постоянной комиссии по поручению
комиссии и по своей инициативе может изучать на месте вопросы, относящиеся к
ведению комиссии, обобщать предложения государственных и общественных органов и
организаций, а также граждан, сообщать свои выводы и предложения в комиссию. Статья 29. В предусмотренных законом
случаях члены постоянных комиссий на время заседаний комиссий освобождаются от
выполнения производственных или служебных обязанностей с сохранением среднего
заработка по месту постоянной работы. IV. ПОРЯДОК РАБОТЫ
ПОСТОЯННЫХ КОМИССИЙ Статья 30. Постоянные комиссии Совета
работают в соответствии с планами, утвержденными на их заседаниях. Статья 31. Заседания постоянных комиссий
созываются по мере необходимости и могут проводиться как во время сессий
Совета, так и в период между ними. Статья 32. В заседаниях постоянных
комиссий могут принимать участие с правом совещательного голоса депутаты, не
входящие в состав данной комиссии. Статья 33. На заседания постоянных
комиссий могут приглашаться представители государственных органов, общественных
организаций, органов общественной самодеятельности населения, специалисты и
ученые, которые участвуют в заседаниях с правом совещательного голоса. Постоянные комиссии могут проводить
выездные заседания. Статья 34. При рассмотрении вопросов,
относящихся к ведению двух или нескольких постоянных комиссий, по инициативе
комиссий, а также по поручению Совета проводятся совместные заседания постоянных
комиссий. Статья 35. Заседания постоянных комиссий
правомочны, если на них присутствует более половины состава комиссии. В случае невозможности прибыть на
заседание член комиссии сообщает об этом председателю постоянной комиссии. Статья 36. Все вопросы в постоянной
комиссии решаются простым большинством голосов общего состава членов комиссии. При проведении совместных заседаний
нескольких постоянных комиссий решения принимаются простым большинством голосов
общего состава членов каждой комиссии. Статья 37. Постоянные комиссии для
подготовки рассматриваемых ими вопросов могут создавать подготовительные
комиссии и рабочие группы из числа депутатов Совета, представителей
государственных органов, общественных организаций, органов общественной самодеятельности
населения, специалистов и ученых. Постоянные комиссии могут создавать
совместные подготовительные комиссии и рабочие группы. Статья 38. Председатель постоянной
комиссии, руководя ее работой: созывает заседания комиссии; организует подготовку необходимых
материалов к заседаниям; дает поручения членам комиссии; вызывает членов комиссии для работы в
подготовительных комиссиях и рабочих группах, а также для выполнения других
поручений комиссии; приглашает для участия в заседаниях
комиссии представителей государственных органов, общественных организаций,
органов общественной самодеятельности населения, специалистов и ученых; председательствует на заседаниях
комиссии; представляет комиссию в отношениях с
исполнительным комитетом, с другими государственными и общественными органами и
организациями, предприятиями и учреждениями; организует работу по исполнению решений
комиссии; информирует исполнительный комитет Совета
о рассмотренных в комиссии вопросах, а также о мерах, принятых по реализации
рекомендаций комиссии; информирует членов комиссии о выполнении
решений комиссии и рассмотрении ее рекомендаций. Совместные заседания постоянных комиссий
ведут председатели этих комиссий по согласованию между собой. В случае отсутствия председателя
постоянной комиссии его обязанности исполняет заместитель председателя
комиссии, а в комиссиях, в которых не избирался заместитель председателя, -
один из членов комиссии. Статья 39. Секретарь постоянной комиссии
ведет протоколы заседаний и делопроизводство комиссии, следит за своевременным
направлением исполнителям решений и рекомендаций комиссии, поступлением от них
ответов и выполняет другие возложенные на него обязанности. Статья 40. Решения и заключения
постоянной комиссии подписываются председателем комиссии. Решения, принятые
постоянными комиссиями совместно, и совместно подготовленные ими заключения
подписываются председателями соответствующих комиссий. Протоколы заседаний постоянной комиссии
подписываются председателем, а при наличии секретаря комиссии - и секретарем
комиссии. Протоколы совместных заседаний постоянных комиссий подписываются
председателями и секретарями соответствующих комиссий. Решения и протоколы заседаний постоянной
комиссии хранятся в делах комиссии. Статья 41. Постоянные комиссии местных
Советов народных депутатов информируют общественность о своей деятельности. На
заседания постоянных комиссий могут приглашаться представители органов печати,
телевидения, радио и других средств массовой информации. Сообщения о работе постоянных комиссий
публикуются в местной печати. Статья 42. Деятельность постоянных
комиссий координирует исполнительный комитет соответствующего Совета народных
депутатов. В этих целях исполнительный комитет
Совета: 1) оказывает помощь постоянным комиссиям
в составлении планов работы; 2) знакомит постоянные комиссии с
постановлениями вышестоящих государственных органов, со своими решениями и
планами работы; 3) информирует постоянные комиссии о
своей работе, работе отделов и управлений исполнительного комитета; 4) в случае необходимости передает в
постоянные комиссии для предварительного или дополнительного рассмотрения
проекты своих решений и решений Совета; 5) оказывает помощь постоянным комиссиям
в проведении проверок работы предприятий, учреждений и организаций, а также
отделов и управлений исполнительного комитета Совета; 6) привлекает постоянные комиссии к
подготовке вопросов, вносимых на рассмотрение Совета и его исполнительного
комитета; 7) рассматривает в двухнедельный срок
предложения, внесенные постоянными комиссиями в исполнительный комитет Совета; 8) заслушивает сообщения государственных
и общественных органов, учреждений и организаций о результатах рассмотрения
рекомендаций постоянных комиссий и принимает по ним меры; 9) организует учебу членов комиссий,
обобщает и распространяет положительный опыт работы постоянных комиссий; 10) вносит на рассмотрение Совета
предложения по вопросам работы постоянных комиссий и заслушивания их отчетов. Статья 43. Обслуживание деятельности
постоянных комиссий обеспечивается аппаратом исполнительного комитета
соответствующего Совета народных депутатов. |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |