МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ СССР

 

ПРИКАЗ

от 3 июля 1981 г. N 103

 

О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ

НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ

(ШКОЛ С ПРОДЛЕННЫМ ДНЕМ) ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ

ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

Во исполнение Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июня 1980 г. N 705 "О дальнейшем улучшении психоневрологической и наркологической помощи населению" и в целях совершенствования системы обучения и воспитания детей с психоневрологическими заболеваниями приказываю:

1. Ввести в действие:

- Инструкцию по приему в специальные общеобразовательные школы-интернаты (школы с продленным днем) для детей с задержкой психического развития (Приложение 1);

- Типовое положение о специальной общеобразовательной школе-интернате (школе с продленным днем) для детей с задержкой психического развития (Приложение 2);

- Типовой учебный план специальной общеобразовательной школы-интерната (школы с продленным днем) для детей с задержкой психического развития (Приложение 3).

2. Министерствам просвещения союзных республик открывать специальные общеобразовательные школы-интернаты (школы с продленным днем) для детей с задержкой психического развития в счет планов по контингентам специальных школ-интернатов для детей с поражением центральной нервной системы, предусмотренных п. 9 указанного Постановления.

3. Установить штаты специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей с задержкой психического развития в соответствии с Типовыми штатами специальных школ-интернатов для детей с дефектами умственного или физического развития, утвержденными Приказом Министерства просвещения СССР от 29.08.79 N 165.

Установить штаты специальных общеобразовательных школ с продленным днем для детей с задержкой психического развития в соответствии с Типовыми штатами общеобразовательных школ, утвержденными Советами Министров союзных республик (с учетом дополнительных Типовых штатов, утвержденных Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 15.02.60 N 182).

4. Ввести в штаты указанных специальных общеобразовательных школ-интернатов и школ с продленным днем дополнительно должность учителя-логопеда из расчета одна единица на 25 - 30 детей с нарушением речи.

 

Министр просвещения СССР

М.А.ПРОКОФЬЕВ

 

 

 

 

 

 

Утверждаю

Министр просвещения СССР

М.ПРОКОФЬЕВ

 

Согласовано

Заместитель Министра

здравоохранения СССР

Е.НОВИКОВА

 

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ПРИЕМУ В СПЕЦИАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТЫ

(ШКОЛЫ С ПРОДЛЕННЫМ ДНЕМ) ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ

ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

1. Приему в специальные школы-интернаты, школы с продленным днем для детей с задержкой психического развития подлежат дети 7 - 9 лет (старше - в порядке исключения), у которых имеются специфические нарушения в развитии познавательной и эмоционально-волевой сферы.

Отклонения в познавательной сфере проявляются в несформированности умственной деятельности, ограниченности запаса знаний и представлений, необходимых для усвоения школьных предметов, в низкой интеллектуальной активности.

Эмоционально-волевая сфера характеризуется недостаточной сформированностью учебных интересов, выраженностью игровой мотивации, недостаточной целенаправленностью деятельности. Вместе с тем отмечается неравномерность в развитии познавательной деятельности: при выраженных затруднениях в решении словесно-логических задач дети относительно хорошо справляются с задачами наглядно-образного и наглядно-действенного характера, с обобщением на наглядном уровне. Они хорошо используют помощь, осуществляют перенос усвоенных знаний и навыков на новый материал.

2. В специальные школы-интернаты (школы) для детей с задержкой психического развития принимаются дети, как обучавшиеся в I - II классах общеобразовательной школы и испытывающие стойкие затруднения в усвоении школьной программы, так и дети, впервые поступающие в школу, но ввиду указанных нарушений психического развития не подготовленные к усвоению школьной программы.

3. Основным медицинским показанием к приему в специальные школы-интернаты для детей с задержкой психического развития является наличие задержки интеллектуального развития церебрально-органического генеза (как правило, резидуального характера в виде остаточных явлений инфекций, травм и интоксикаций нервной системы, реже - при генетических пороках развития), при которой нарушения познавательной деятельности связаны преимущественно с недостаточностью памяти, внимания, темпа психических процессов, повышенной истощаемостью, низкой работоспособностью, негрубой степенью недоразвития отдельных корковых функций. Задержка интеллектуального развития выступает либо в чистом виде, либо в сочетании с явлениями эмоционально-волевой незрелости по типу органического инфантилизма, с церебрастеническим, неврозоподобным синдромами, психомоторной расторможенностью, задержкой физического развития, либо общей соматической ослабленностью негрубой степени выраженности.

В порядке исключения в специальные школы-интернаты (школы) для детей с задержкой психического развития направляются дети со следующими клиническими вариантами задержки психического развития:

а) задержка психического развития по типу конституционального (гармонического) психического и психофизического инфантилизма;

б) задержка психического развития соматогенного происхождения с явлениями стойкой соматической астении, соматогенной инфантилизацией;

в) задержка психического развития психогенного происхождения при патологическом развитии личности по невротическому типу с явлениями психической тормозимости, психогенной инфантилизацией.

Примечание. Дети, страдающие задержкой психического развития, варианты которой перечислены в пунктах 3 "а", "б", "в", направляются в специальную школу для детей с задержкой психического развития лишь в случае выраженного отставания в умственном развитии, чаще всего связанного с неблагоприятными условиями воспитания и препятствующего обучению в общеобразовательной массовой школе.

 

4. Противопоказанием к приему в специальные школы-интернаты (школы) для детей с задержкой психического развития является наличие следующих клинических форм и состояний:

а) олигофрения;

б) органическое слабоумие;

в) эпилептическое слабоумие;

г) шизофреническое слабоумие;

д) выраженные нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата;

е) шизофрения без явления слабоумия;

ж) психопатия и психопатоподобные состояния различной природы;

з) судорожные пароксизмы как дневные, так и ночные;

и) энурез (дневной и стойкий ночной), энкопрез;

к) различные нервно-психические расстройства, не сопровождающиеся нарушениями познавательной деятельности и школьной неуспеваемостью;

л) хронические заболевания сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, органов пищеварения и др. в стадии обострения и декомпенсации.

Примечание. Дети, страдающие заболеваниями и расстройствами, названными в пункте 4 "а" - "д", подлежат обучению в соответствующем типе специальных школ для детей с дефектами физического или умственного развития либо направлению на лечение;

дети, страдающие заболеваниями и патологическими состояниями, названными в пункте 4 "е" - "к", подлежат обучению в общеобразовательной школе (по указаниям - по программе общеобразовательной школы на дому) либо направлению в учреждения системы здравоохранения. Дети с задержкой психического развития, имеющие очаги хронической инфекции типа хронических тонзиллитов, гайморитов, аденоидов, кариеса зубов, принимаются в специальные школы-интернаты для детей с задержкой психического развития только после санации указанных болезненных очагов.

 

5. Не подлежат направлению в специальные школы-интернаты для детей с задержкой психического развития дети с явлениями педагогической запущенности, не сочетающейся с нарушениями познавательной деятельности, обусловленными недостаточностью нервной системы.

Примечание. Эти дети подлежат обучению в массовой школе.

 

6. Направление в специальную школу-интернат (школу) для детей с задержкой психического развития производится на основании заключения медико-педагогической комиссии.

Перевод в специальную школу другого типа осуществляется медико-педагогической комиссией. Школа представляет на комиссию документы и данные клинико-педагогического обследования ребенка в процессе обучения, доказывающие целесообразность перевода.

 

 

 

 

 

 

Утверждаю

Министр просвещения СССР

М.ПРОКОФЬЕВ

1 июля 1981 года

 

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

О СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ

(ШКОЛ С ПРОДЛЕННЫМ ДНЕМ) ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ

ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

1. Общие положения

 

1.1. Специальная общеобразовательная школа-интернат (школа с продленным днем) для детей с задержкой психического развития предназначена для детей с замедленным темпом психического развития вследствие ослабленности нервной системы после инфекций, интоксикаций, травм головного мозга, перенесенных внутриутробно, при родах или в раннем детстве.

При потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития у этих детей наблюдается слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов. У них, как правило, снижена умственная работоспособность, повышена истощаемость, отмечаются головные боли, двигательная расторможенность, эмоциональная возбудимость или, наоборот, вялость, апатичность.

Общая задержка интеллектуального развития является следствием перечисленных особенностей и проявляется в недостаточной сформированности основных мыслительных процессов, ограниченности запаса знаний, представлений и навыков, необходимых для усвоения учебного материала.

1.2. Специальная общеобразовательная школа-интернат (школа с продленным днем) для детей с задержкой психического развития работает в соответствии с Уставом средней общеобразовательной школы и настоящим Положением.

1.3. Порядок открытия и закрытия специальных общеобразовательных школ-интернатов (школ с продленным днем) для детей с задержкой психического развития определяется Советами Министров союзных республик. Они находятся в введении министерств просвещения (народного образования) союзных и автономных республик, краевых, областных, районных отделов народного образования.

В специальных школах-интернатах для детей с задержкой психического развития для приходящих детей могут организовываться группы продленного дня. В исключительных случаях по согласованию с министерствами просвещения союзных республик при общеобразовательных школах могут открываться специальные классы для детей с задержкой психического развития с группами продленного дня при них.

Эти классы в своей работе руководствуются настоящим Положением.

1.4. Специальная общеобразовательная школа-интернат (школа с продленным днем) для детей с задержкой психического развития осуществляет образование учащихся в объеме восьмилетней общеобразовательной школы.

Выпускники сдают экзамены на общих основаниях и получают свидетельство об окончании восьмилетней школы.

1.5. Специальные общеобразовательные школы-интернаты (школы с продленным днем) при открытии комплектуются в составе только начальных классов при количестве учащихся не менее 80 человек. Впоследствии наполняемость школы-интерната (школы) не должна превышать 360 - 400 человек.

1.6. Предельная наполняемость учащихся класса и воспитательной группы школы-интерната и групп продленного дня - 20 человек.

1.7. В специальной общеобразовательной школе-интернате (школе с продленным днем) для детей с задержкой психического развития осуществляется комплексная лечебно-восстановительная, санитарно-гигиеническая и профилактическая работа.

 

2. Структура школы и организация

учебно-воспитательного процесса

 

2.1. Обучение детей с задержкой психического развития осуществляется в соответствии с типовыми учебными планами, утверждаемыми Министерством просвещения СССР для данных специальных школ, по программам, предусматривающим полный объем содержания образования восьмилетней общеобразовательной школы.

2.2. Структура начальных классов может быть представлена в двух или одном из двух вариантов:

Первый - в составе подготовительного, I, II, III классов - для детей, ранее не обучавшихся в школе.

Второй - в составе II, III и III дополнительного классов - для детей, ранее обучавшихся в массовой общеобразовательной школе.

Обучение по программе IV - VIII классов общеобразовательной школы осуществляется в IV - VIII и VIII дополнительном классах.

2.3. По окончании начальных классов педагогический совет при участии медицинских работников рассматривает вопрос либо о переводе учащихся в массовую общеобразовательную школу, либо в случае тяжелых форм задержки психического развития - о продолжении обучения в данной специальной школе.

2.4. В целях коррекции недостатков психического развития учащихся начальных классов, ликвидации пробелов предыдущего обучения, а также для развития моторики, пространственной ориентации и др. проводятся коррекционные групповые и индивидуальные занятия. Эти занятия проводятся учителями как непосредственно после уроков, так и во второй половине дня согласно расписанию.

2.5. В учебно-воспитательной работе специальной школы-интерната (школы с продленным днем) для детей с задержкой психического развития осуществляется принцип дифференцированного подхода на основе данных психолого-педагогического и клинического изучения ребенка, используются разнообразные формы и методы обучения, которые обеспечивают сознательное и прочное усвоение знаний, способствуют общему развитию детей, активизации и коррекции их познавательной деятельности.

2.6. Продолжительность урока в подготовительном классе - 35 минут; после второго урока в этом классе организуется перерыв - 40 минут, который следует проводить на воздухе.

Продолжительность урока в I - VIII классе и VIII дополнительном классах - 45 минут. В течение урока во всех классах отводится время для физкультпаузы.

2.7. Для учащихся начальных классов проводится дневной сон. Для отдельных учащихся старших классов сон организуется по рекомендации врача.

2.8. В соответствии с учебным планом проводятся факультативные занятия с учетом интересов и возможностей учащихся, а также для углубления профессионально-трудовой подготовки.

 

3. Трудовое обучение

 

3.1. В специальной общеобразовательной школе-интернате (школе с продленным днем) для детей с задержкой психического развития трудовое обучение является одним из разделов работы школы по подготовке учащихся к общественно полезной деятельности. Она осуществляется следующим образом:

- обучение ручному труду в начальных классах;

- трудовая подготовка с политехническим направлением в IV - VII классах;

- профессионально-трудовая подготовка на политехнической основе в VIII и VIII дополнительном классах.

3.2. Занятия ручным трудом в начальных классах - первоначальная ступень формирования трудового опыта, положительного отношения к труду - важнейшая составная часть для осуществления коррекционной работы по формированию учебной деятельности в целом.

Уроки ручного труда проводятся в специально оборудованных кабинетах.

3.3. Занятия по труду в IV - VII классах проводятся в школьных мастерских, оснащенных станками и оборудованием для обучения профессиональным умениям и приемам работы. Станки и оборудование приобретают в пределах ассигнований, выделяемых школам на эти цели.

3.4. Профессионально-трудовая подготовка учащихся VIII и VIII дополнительного классов осуществляется с учетом производственного окружения школы, возможности проведения производственной практики и трудоустройства выпускников. Специальные программы в соответствии с видами трудового обучения разрабатываются каждой школой совместно с базовыми предприятиями и утверждаются министерствами просвещения союзных и автономных республик, краевыми и областными отделами народного образования.

3.5. В IV - VIII и VIII дополнительном классах для занятий по труду класс делится на две группы.

3.6. Учебные мастерские могут выполнять работы по заказу разных предприятий и учреждений, однако при обязательном соблюдении требований школьной программы.

3.7. При оборудовании мастерских и организации практической работы учащихся следует руководствоваться Правилами по технике безопасности и производственной санитарии для школьных учебных и учебно-производственных мастерских, а также для учебных комбинатов, цехов (пролетов, участков) и предприятий, в которых проводится трудовая подготовка учащихся, утвержденными Министерством просвещения СССР, и другими нормативными документами Минпроса СССР по данному вопросу.

3.8. Производственная практика в VII и VIII классах проводится с учетом профиля профессионально-трудовой подготовки на базе соответствующих предприятий. Непосредственное руководство производственной практикой осуществляет учитель трудового обучения.

3.9. Учащиеся VIII дополнительного класса, овладевшие профессией в процессе обучения, сдают квалификационные экзамены по специальности. Эти экзамены принимает квалификационная комиссия на базовом предприятии в соответствии с действующим законодательством.

 

4. Учащиеся

 

4.1. Направление учащихся в специальную общеобразовательную школу-интернат (школу с продленным днем) для детей с задержкой психического развития осуществляется на основании заключения медико-педагогической комиссии в соответствии с Инструкцией по приему детей в данный тип специальной школы, утверждаемой Министерством просвещения СССР. Порядок работы этих комиссий определен Положением о республиканской и областных медико-педагогических комиссиях.

4.2. Комплектование специальной общеобразовательной школы-интерната (школы с продленным днем) проводится соответствующими отделами народного образования до 25 августа. Пополнение классов при наличии свободных мест может осуществляться в течение учебного года.

4.3. Специальная общеобразовательная школа-интернат (школа с продленным днем) для детей с задержкой психического развития производит прием учащихся только в начальные классы (в подготовительный, I и II классы, в III - в порядке исключения).

4.4. Комплектование учащихся по классам осуществляется на основании документа об успеваемости за предшествующий год обучения.

4.5. Состав учащихся начальных классов подвижен: по мере коррекции дефектов развития дети переводятся в массовую общеобразовательную школу. Перевод детей в общеобразовательную школу осуществляется соответствующими отделами народного образования на основании решения педагогического совета специальной школы. На весь срок обучения в специальной школе остаются только дети с наиболее тяжелыми формами задержки психического развития.

4.6. Вопрос о переводе в другие типы специальных школ для детей с недостатками физического или умственного развития решается не позже чем после одного года пребывания в данной школе на основании заключения республиканской, областной, городской, районной медико-педагогической комиссии.

4.7. Условия содержания и материального обеспечения воспитанников специальных школ-интернатов и учащихся групп продленного дня для детей с задержкой психического развития соответствуют порядку, установленному для воспитанников специальных школ-интернатов и учащихся групп продленного дня для детей с недостатками в физическом или умственном развитии.

 

5. Учителя и воспитатели

 

5.1. Учителя и воспитатели специальной общеобразовательной школы-интерната (школы с продленным днем) для детей с задержкой психического развития назначаются отделами народного образования из числа лиц, имеющих высшее педагогическое образование или высшее дефектологическое образование, прошедших специальную подготовку, раскрывающую специфику обучения и воспитания детей данной категории.

5.2. Учителя и воспитатели специальной общеобразовательной школы-интерната (школы с продленным днем) для детей с задержкой психического развития наряду с общими задачами, предусмотренными Уставом средней общеобразовательной школы, решают специальные задачи коррекции недостатков психического развития детей. Они систематически изучают динамику развития детей, выявляют запас знаний учащихся, возможности и особенности усвоения учебного материала, особенности речи, памяти, внимания, работоспособности детей и т.п. На основе этого изучения и рекомендаций со стороны медицинского персонала учителя и воспитатели осуществляют индивидуальную помощь учащимся на уроках и во внеурочное время.

5.3. Учитель-логопед назначается из числа лиц, имеющих высшее специальное (логопедическое) образование. Учитель-логопед обязан всесторонне изучать речь учащихся, вести индивидуально-групповую работу с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, оказывать методическую помощь учителям по устранению недостатков речи учащихся. Один учитель-логопед работает с 25 - 30 детьми, имеющими недостатки речи.

 

6. Руководство школы-интерната

 

6.1. Руководство специальной общеобразовательной школы-интерната (школы с продленным днем) для детей с задержкой психического развития назначается органами народного образования и выполняет свои обязанности в соответствии с Уставом средней общеобразовательной школы. Руководители обязаны пройти специальную подготовку.

6.2. Директор школы-интерната отвечает за организацию и качество учебно-воспитательной работы с учетом специфики, связанной с коррекцией задержки психического развития учащихся, за создание необходимой материально-технической базы. Директор несет личную ответственность за прием детей в школу в соответствии с Инструкцией по приему в данный тип школы, за своевременный перевод учащихся в соответствующие учебные учреждения, за организацию профессионально-трудовой подготовки учащихся.

6.3. Заместитель директора по учебной (учебно-воспитательной) работе помимо обязанностей, определенных Уставом средней общеобразовательной школы, организует и направляет деятельность педагогического коллектива по коррекционному обучению с учетом индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения, отвечает за оснащение уроков наглядно-дидактическим материалом, осуществляет связь в работе учителей и воспитателей. Заместитель директора по учебной работе организует методическую работу в школе, повышение квалификации педагогического персонала.

6.4. Заместитель директора по воспитательной работе руководит всей воспитательной работой школы-интерната, отвечает за соблюдение режима, проведение самоподготовки, организует и контролирует проведение внеклассных мероприятий, направленных на повышение уровня общего развития детей в общественно полезном труде.

6.5. Помощник директора по хозяйственной части (или заведующий хозяйством) несет ответственность за состояние хозяйства специальной школы-интерната, за материальное обеспечение учебно-воспитательного процесса и лечебно-профилактической работы, сохранность имущества и инвентаря, нормальную эксплуатацию зданий и помещений, содержание их в должном санитарном состоянии.

 

7. Учебно-материальная база.

Финансирование и отчетность

 

7.1. Специальная школа-интернат (школа с продленным днем) для детей с задержкой психического развития, помимо помещений, предусмотренных Уставом средней общеобразовательной школы и Положением о школе-интернате, должна иметь специальные помещения для проведения логопедической работы, психологического обследования, игровые комнаты, а также кабинеты для проведения лечебно-восстановительной работы, оснащенные оборудованием в пределах ассигнований, выделяемых на приобретение оборудования и инвентаря.

7.2. Специальная школа-интернат (школа с продленным днем) для детей с задержкой психического развития финансируется по республиканскому, краевому, областному, городскому, районному бюджету в соответствии с утвержденной в установленном порядке сметой расходов.

Доходы, получаемые в результате реализации продукции от работы учащихся в учебно-производственных мастерских, подсобных хозяйствах, а также на предприятиях, стройках, в совхозах, колхозах и других организациях, используются школами-интернатами в соответствии с действующим законодательством.

7.3. Специальная школа-интернат (школа с продленным днем) для детей с задержкой психического развития пользуется правами юридического лица, имеет печать с изображением Государственного герба, в зависимости от подчиненности, со своим наименованием и штамп с указанием места нахождения школы-интерната.

 

 

 

 

 

 

Утверждаю

Начальник Главного

управления школ

 

ТИПОВОЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА (ШКОЛЫ)

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

┌────────────────┬─────────────────────────────────────────┬─────┐

    Предметы           Количество часов по классам       │Всего│

                ├───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬────┬────┤не- 

                │ 0 │ I │II │III│IV │ V │VI │VII│VIII│VIII│дель-│

                                            доп.│ных 

                                                │часов│

├────────────────┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼────┼────┼─────┤

│Русский язык <*>│12 │12 │10 │10 │6  │6  │4  │3  │2   │2   │67  

                                                    

│Литература      │-  │-  │-  │-  │2  │2  │2  │2  │3   │3   │14  

                                                    

│Математика      │6  │6  │6  │6  │6  │6  │6  │6  │6   │6   │60  

                                                    

│История         │-  │-  │-  │-  │2  │2  │2  │2  │2   │2   │12  

                                                    

│Основы Советско-│-  │-  │-  │-  │-  │-  │-  │-  │1   │1   │2   

го государства и│                                    

│права                                               

                                                    

│Природоведение  │-  │-  │2  │2  │2  │-  │-  │-  │-   │-   │6   

                                                    

│География       │-  │-  │-  │-  │-  │2  │3  │2  │2   │2   │11  

                                                    

│Биология        │-  │-  │-  │-  │-  │2  │2  │2  │1   │1   │8   

                                                    

│Физика          │-  │-  │-  │-  │-  │-  │2  │2  │3   │3   │10  

                                                    

│Черчение        │-  │-  │-  │-  │-  │-  │-  │1  │1   │1   │3   

                                                    

│Химия           │-  │-  │-  │-  │-  │-  │-  │2  │1   │1   │4   

                                                   

│Иностранный язык│-  │-  │-  │-  │3  │2  │2  │2  │2   │1   │12  

                                                    

│Изобразительное │1  │1  │1  │1  │1  │1  │1  │-  │-   │-   │7   

│искусство                                          

                                                    

│Музыка и пение  │1  │1  │1  │1  │1  │1  │1  │1  │-   │-   │8   

                                                    

Физическая куль-│2  │2  │2  │2  │2  │2  │2  │2  │2   │2   │20  

│тура                                                

                                                    

│Трудовое обуче- │2  │2  │2  │2  │2  │2  │3  │3  │4   │6   │28  

ние                                                 

├────────────────┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼────┼────┼─────┤

│Всего обязатель-│24 │24 │24 │24 │27 │28 │30 │30 │30  │31  │272 

ных                                                  

├────────────────┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼────┼────┼─────┤

│Индивидуальные и│                                    

│групповые заня- │                                    

тия по коррекции│                                    

│недостатков раз-│                                    

│вития:                                              

                                                    

│Ритмика         │2  │2  │2  │2  │-  │-  │-  │-  │-   │-   │8   

                                                    

│Исправление не- │3  │3  │3  │3  │-  │-  │-  │-  │-   │-   │12  

достатков в раз-│                                    

│витии, восполне-│                                    

ние пробелов в                                      

знаниях и т.п.                                      

                                                    

│Факультативные  │-  │-  │-  │-  │-  │-  │-  │-  │4   │4   │8   

│занятия                                             

                                                    

│Общественно по- │                                    

лезный труд и                                       

│производственная│                                    

│практика:                                           

  в днях        │-  │-  │-  │-  │-  │5  │5  │12 │24  │-       

  в часах       │-  │-  │-  │-  │-  │15 │15 │48 │96  │-       

└────────────────┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴────┴────┴─────┘

 

--------------------------------

<*> Из часов, отведенных на русский язык в первые два года обучения, выделяется время на уроки "Знакомство с окружающим миром и развитие речи", осуществляемые по специальной программе.

 

 

ТИПОВОЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА (ШКОЛЫ)

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

(II вариант структуры начальных классов)

 

┌────────────────────────────────────┬───────────────────────────┐

              Предметы              │Количество часов по классам│

                                    ├────────┬────────┬─────────┤

                                       II     III   │ III доп.│

├────────────────────────────────────┼────────┼────────┼─────────┤

│Русский язык <*>                    │12      │11      │10      

                                                            

│Литература                          │-       │-       │-       

                                                            

│Математика                          │6       │6       │6       

                                                            

│История                             │-       │-       │-       

                                                            

│Основы Советского государства и     │-       │-       │-       

│права                                                       

                                                            

│Природоведение                      │-       │1       │2       

                                                            

│География                           │-       │-       │-       

                                                            

│Биология                            │-       │-       │-       

                                                            

│Физика                              │-       │-       │-       

                                                            

│Черчение                            │-       │-       │-       

                                                            

│Химия                               │-       │-       │-       

                                                            

│Иностранный язык                    │-       │-       │-       

                                                            

│Изобразительное искусство           │1       │1       │1       

                                                            

│Музыка и пение                      │1       │1       │1       

                                                            

│Физическая культура                 │2       │2       │2       

                                                            

│Трудовое обучение                   │2       │2       │2       

├────────────────────────────────────┼────────┼────────┼─────────┤

│Всего обязательных                  │24      │24      │24      

├────────────────────────────────────┼────────┼────────┼─────────┤

│Индивидуальные и групповые занятия                          

│по коррекции недостатков развития:                          

                                                            

│Ритмика                             │2       │2       │2       

                                                             

│Исправление недостатков в развитии, │3       │3       │3       

│восполнение пробелов в знаниях и                            

│т.п.                                                        

└────────────────────────────────────┴────────┴────────┴─────────┘

 

--------------------------------

<*> Из часов, отведенных на русский язык в первые два года обучения, выделяется время на уроки "Знакомство с окружающим миром и развитие речи", осуществляемые по специальной программе.

 

Примечания

к Типовому учебному плану специальных

общеобразовательных школ-интернатов (школ) для детей

с задержкой психического развития

 

1. Учебные занятия и каникулы начинаются и заканчиваются в сроки, установленные для общеобразовательных школ.

2. "Знакомство с окружающим миром и развитие речи" изучается за счет часов, отведенных на русский язык:

- в подготовительном - I классах - по 2 часа в неделю;

- во II - III классах (второй вариант структуры) - соответственно по 2 и 1 часу.

3. Для занятий по труду в IV - VIII и VIII дополнительном классах класс делится на две группы.

4. В VIII и VIII дополнительном классах проводится углубленная профессионально-трудовая подготовка на базе промышленных и сельскохозяйственных предприятий, где осуществляется учебно-производственная практика.

5. Экзамены за курс восьмилетней общеобразовательной школы проводятся после окончания VIII дополнительного класса в порядке, установленном для восьмилетних общеобразовательных школ.

6. Учащимся VIII дополнительного класса, овладевшим профессией в процессе обучения, присваивается квалификационный разряд. Квалификационные экзамены по профессии принимает квалификационная комиссия на базовом предприятии в соответствии с действующим законодательством.

7. Общественно полезный труд в V - VI классах проводится по окончании учебного года.

Учебно-производственная практика в VII и VIII классах проводится как в конце учебного года, так и в течение всего учебного года в определенные календарные периоды. В последнем случае школа составляет для каждого класса график чередования учебы и практики с учетом равномерного распределения учебных занятий по всем предметам учебного плана до 25 июня включительно.

8. В национальных школах и в школах союзных республик, где обучение ведется на русском языке, выделяется дополнительно по 2 - 3 часа в неделю в каждом классе на изучение русского языка или языка союзной республики.

 

 

 


 
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010.
Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы.

При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка на Tehnorma.RU обязательна.


Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием.
 
Яндекс цитирования