МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ СССР ПРИКАЗ от 3 июля 1981 г. N 103 О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ (ШКОЛ С ПРОДЛЕННЫМ ДНЕМ) ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Во исполнение Постановления ЦК КПСС и
Совета Министров СССР от 12 июня 1980 г. N 705 "О дальнейшем улучшении
психоневрологической и наркологической помощи населению" и в целях
совершенствования системы обучения и воспитания детей с психоневрологическими
заболеваниями приказываю: 1. Ввести в действие: - Инструкцию по приему в специальные
общеобразовательные школы-интернаты (школы с продленным днем) для детей с
задержкой психического развития (Приложение 1); - Типовое положение о специальной
общеобразовательной школе-интернате (школе с продленным днем) для детей с
задержкой психического развития (Приложение 2); - Типовой учебный план специальной
общеобразовательной школы-интерната (школы с продленным днем) для детей с
задержкой психического развития (Приложение 3). 2. Министерствам просвещения союзных
республик открывать специальные общеобразовательные школы-интернаты (школы с
продленным днем) для детей с задержкой психического развития в счет планов по
контингентам специальных школ-интернатов для детей с поражением центральной
нервной системы, предусмотренных п. 9 указанного Постановления. 3. Установить штаты специальных
общеобразовательных школ-интернатов для детей с задержкой
психического развития в соответствии с Типовыми штатами специальных
школ-интернатов для детей с дефектами умственного или физического
развития, утвержденными Приказом Министерства просвещения СССР от 29.08.79 N
165. Установить штаты специальных
общеобразовательных школ с продленным днем для детей с
задержкой психического развития в соответствии с Типовыми штатами
общеобразовательных школ, утвержденными Советами Министров союзных республик (с
учетом дополнительных Типовых штатов, утвержденных Постановлением ЦК КПСС и
Совета Министров СССР от 15.02.60 N 182). 4. Ввести в штаты указанных специальных
общеобразовательных школ-интернатов и школ с продленным днем дополнительно
должность учителя-логопеда из расчета одна единица на 25 - 30 детей с
нарушением речи. Министр просвещения СССР М.А.ПРОКОФЬЕВ Утверждаю Министр просвещения СССР М.ПРОКОФЬЕВ Согласовано Заместитель Министра здравоохранения СССР Е.НОВИКОВА ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИЕМУ В СПЕЦИАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТЫ (ШКОЛЫ С ПРОДЛЕННЫМ ДНЕМ) ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 1. Приему в специальные школы-интернаты,
школы с продленным днем для детей с задержкой психического развития подлежат
дети 7 - 9 лет (старше - в порядке исключения), у которых имеются специфические
нарушения в развитии познавательной и эмоционально-волевой сферы. Отклонения в познавательной сфере
проявляются в несформированности умственной
деятельности, ограниченности запаса знаний и представлений, необходимых для
усвоения школьных предметов, в низкой интеллектуальной активности. Эмоционально-волевая сфера
характеризуется недостаточной сформированностью
учебных интересов, выраженностью игровой мотивации, недостаточной
целенаправленностью деятельности. Вместе с тем отмечается неравномерность в
развитии познавательной деятельности: при выраженных затруднениях в решении
словесно-логических задач дети относительно хорошо справляются с задачами
наглядно-образного и наглядно-действенного характера, с обобщением на наглядном
уровне. Они хорошо используют помощь, осуществляют перенос усвоенных знаний и
навыков на новый материал. 2. В специальные школы-интернаты (школы)
для детей с задержкой психического развития принимаются дети, как обучавшиеся в
I - II классах общеобразовательной школы и испытывающие стойкие затруднения в
усвоении школьной программы, так и дети, впервые поступающие в школу, но ввиду
указанных нарушений психического развития не
подготовленные к усвоению школьной программы. 3. Основным медицинским
показанием к приему в специальные школы-интернаты для детей с задержкой психического
развития является наличие задержки интеллектуального развития
церебрально-органического генеза (как правило, резидуального
характера в виде остаточных явлений инфекций, травм и интоксикаций нервной
системы, реже - при генетических пороках развития), при которой нарушения
познавательной деятельности связаны преимущественно с недостаточностью памяти,
внимания, темпа психических процессов, повышенной истощаемостью, низкой
работоспособностью, негрубой степенью недоразвития отдельных корковых
функций. Задержка интеллектуального развития выступает либо в чистом виде, либо
в сочетании с явлениями эмоционально-волевой незрелости по типу органического
инфантилизма, с церебрастеническим, неврозоподобным синдромами, психомоторной
расторможенностью, задержкой физического развития, либо общей соматической ослабленностью негрубой степени выраженности. В порядке исключения в специальные
школы-интернаты (школы) для детей с задержкой психического развития
направляются дети со следующими клиническими вариантами задержки психического
развития: а) задержка психического развития по типу
конституционального (гармонического) психического и психофизического
инфантилизма; б) задержка психического развития
соматогенного происхождения с явлениями стойкой соматической астении, соматогенной
инфантилизацией; в) задержка психического развития
психогенного происхождения при патологическом развитии личности по
невротическому типу с явлениями психической тормозимости,
психогенной инфантилизацией. Примечание. Дети,
страдающие задержкой психического развития, варианты которой перечислены в
пунктах 3 "а", "б", "в", направляются в
специальную школу для детей с задержкой психического развития лишь в случае
выраженного отставания в умственном развитии, чаще всего связанного с
неблагоприятными условиями воспитания и препятствующего обучению в
общеобразовательной массовой школе. 4. Противопоказанием к приему в
специальные школы-интернаты (школы) для детей с задержкой психического развития
является наличие следующих клинических форм и состояний: а) олигофрения; б) органическое слабоумие; в) эпилептическое слабоумие; г) шизофреническое слабоумие; д) выраженные нарушения слуха, зрения,
речи, опорно-двигательного аппарата; е) шизофрения без явления слабоумия; ж) психопатия и психопатоподобные
состояния различной природы; з) судорожные пароксизмы как дневные, так
и ночные; и) энурез
(дневной и стойкий ночной), энкопрез; к) различные нервно-психические
расстройства, не сопровождающиеся нарушениями познавательной деятельности и
школьной неуспеваемостью; л) хронические заболевания сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, органов
пищеварения и др. в стадии обострения и декомпенсации. Примечание. Дети, страдающие
заболеваниями и расстройствами, названными в пункте 4 "а" -
"д", подлежат обучению в соответствующем типе специальных школ для
детей с дефектами физического или умственного развития либо направлению на
лечение; дети, страдающие заболеваниями и
патологическими состояниями, названными в пункте 4 "е" -
"к", подлежат обучению в общеобразовательной школе (по указаниям - по
программе общеобразовательной школы на дому) либо направлению в учреждения
системы здравоохранения. Дети с задержкой психического развития, имеющие очаги
хронической инфекции типа хронических тонзиллитов, гайморитов, аденоидов, кариеса
зубов, принимаются в специальные школы-интернаты для детей с задержкой
психического развития только после санации указанных болезненных очагов. 5. Не подлежат направлению в специальные
школы-интернаты для детей с задержкой психического развития дети с явлениями
педагогической запущенности, не сочетающейся с нарушениями познавательной
деятельности, обусловленными недостаточностью нервной системы. Примечание. Эти дети подлежат обучению в
массовой школе. 6. Направление в специальную
школу-интернат (школу) для детей с задержкой психического развития производится
на основании заключения медико-педагогической комиссии. Перевод в специальную школу другого типа
осуществляется медико-педагогической комиссией. Школа представляет на комиссию
документы и данные клинико-педагогического обследования ребенка в процессе
обучения, доказывающие целесообразность перевода. Утверждаю Министр просвещения СССР М.ПРОКОФЬЕВ 1 июля 1981 года ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ (ШКОЛ С ПРОДЛЕННЫМ ДНЕМ) ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 1. Общие положения 1.1. Специальная общеобразовательная
школа-интернат (школа с продленным днем) для детей с задержкой психического
развития предназначена для детей с замедленным темпом психического развития
вследствие ослабленности нервной системы после
инфекций, интоксикаций, травм головного мозга, перенесенных внутриутробно, при
родах или в раннем детстве. При потенциально сохранных возможностях
интеллектуального развития у этих детей наблюдается слабость памяти, внимания,
недостаточность темпа и подвижности психических процессов. У
них, как правило, снижена умственная работоспособность, повышена истощаемость,
отмечаются головные боли, двигательная расторможенность, эмоциональная
возбудимость или, наоборот, вялость, апатичность. Общая задержка интеллектуального развития
является следствием перечисленных особенностей и проявляется в недостаточной сформированности основных мыслительных процессов,
ограниченности запаса знаний, представлений и навыков, необходимых для усвоения
учебного материала. 1.2. Специальная общеобразовательная
школа-интернат (школа с продленным днем) для детей с задержкой психического
развития работает в соответствии с Уставом средней общеобразовательной школы и
настоящим Положением. 1.3. Порядок открытия и закрытия
специальных общеобразовательных школ-интернатов (школ с продленным днем) для
детей с задержкой психического развития определяется Советами Министров союзных
республик. Они находятся в введении министерств
просвещения (народного образования) союзных и автономных республик, краевых,
областных, районных отделов народного образования. В специальных школах-интернатах для детей
с задержкой психического развития для приходящих детей могут организовываться
группы продленного дня. В исключительных случаях по согласованию с
министерствами просвещения союзных республик при общеобразовательных школах
могут открываться специальные классы для детей с задержкой психического
развития с группами продленного дня при них. Эти классы в своей работе руководствуются
настоящим Положением. 1.4. Специальная общеобразовательная
школа-интернат (школа с продленным днем) для детей с задержкой психического
развития осуществляет образование учащихся в объеме восьмилетней
общеобразовательной школы. Выпускники сдают экзамены на общих
основаниях и получают свидетельство об окончании восьмилетней школы. 1.5. Специальные общеобразовательные
школы-интернаты (школы с продленным днем) при открытии комплектуются в составе
только начальных классов при количестве учащихся не менее 80 человек.
Впоследствии наполняемость школы-интерната (школы) не должна превышать 360 -
400 человек. 1.6. Предельная наполняемость учащихся
класса и воспитательной группы школы-интерната и групп продленного дня - 20
человек. 1.7. В специальной общеобразовательной
школе-интернате (школе с продленным днем) для детей с задержкой психического
развития осуществляется комплексная лечебно-восстановительная,
санитарно-гигиеническая и профилактическая работа. 2. Структура школы
и организация учебно-воспитательного процесса 2.1. Обучение детей с задержкой
психического развития осуществляется в соответствии с типовыми учебными
планами, утверждаемыми Министерством просвещения СССР для данных специальных
школ, по программам, предусматривающим полный объем содержания образования
восьмилетней общеобразовательной школы. 2.2. Структура начальных классов может
быть представлена в двух или одном из двух вариантов: Первый - в составе подготовительного,
I, II, III классов - для детей, ранее не обучавшихся в школе. Второй - в составе II, III и III дополнительного классов - для детей, ранее обучавшихся в
массовой общеобразовательной школе. Обучение по программе IV - VIII классов
общеобразовательной школы осуществляется в IV - VIII и VIII дополнительном
классах. 2.3. По окончании начальных классов
педагогический совет при участии медицинских работников рассматривает вопрос
либо о переводе учащихся в массовую общеобразовательную школу, либо в случае
тяжелых форм задержки психического развития - о продолжении обучения в данной
специальной школе. 2.4. В целях коррекции недостатков
психического развития учащихся начальных классов, ликвидации пробелов
предыдущего обучения, а также для развития моторики, пространственной
ориентации и др. проводятся коррекционные групповые и индивидуальные занятия.
Эти занятия проводятся учителями как непосредственно после уроков, так и во
второй половине дня согласно расписанию. 2.5. В учебно-воспитательной работе
специальной школы-интерната (школы с продленным днем) для детей с задержкой
психического развития осуществляется принцип дифференцированного подхода на
основе данных психолого-педагогического и клинического изучения ребенка,
используются разнообразные формы и методы обучения, которые обеспечивают
сознательное и прочное усвоение знаний, способствуют общему развитию детей,
активизации и коррекции их познавательной деятельности. 2.6. Продолжительность урока в
подготовительном классе - 35 минут; после второго урока в этом классе
организуется перерыв - 40 минут, который следует проводить на воздухе. Продолжительность урока в I - VIII классе
и VIII дополнительном классах - 45 минут. В течение урока во всех классах
отводится время для физкультпаузы. 2.7. Для учащихся начальных классов
проводится дневной сон. Для отдельных учащихся старших классов сон организуется
по рекомендации врача. 2.8. В соответствии с учебным планом
проводятся факультативные занятия с учетом интересов и возможностей учащихся, а
также для углубления профессионально-трудовой подготовки. 3. Трудовое
обучение 3.1. В специальной общеобразовательной
школе-интернате (школе с продленным днем) для детей с задержкой психического
развития трудовое обучение является одним из разделов работы школы по
подготовке учащихся к общественно полезной деятельности. Она осуществляется
следующим образом: - обучение ручному труду в начальных
классах; - трудовая подготовка с политехническим
направлением в IV - VII классах; - профессионально-трудовая подготовка на
политехнической основе в VIII и VIII дополнительном
классах. 3.2. Занятия ручным трудом в начальных
классах - первоначальная ступень формирования трудового опыта, положительного
отношения к труду - важнейшая составная часть для осуществления коррекционной
работы по формированию учебной деятельности в целом. Уроки ручного труда проводятся в
специально оборудованных кабинетах. 3.3. Занятия по труду в IV - VII классах
проводятся в школьных мастерских, оснащенных станками и оборудованием для
обучения профессиональным умениям и приемам работы. Станки и оборудование
приобретают в пределах ассигнований, выделяемых школам на эти цели. 3.4. Профессионально-трудовая подготовка
учащихся VIII и VIII дополнительного классов осуществляется с учетом
производственного окружения школы, возможности проведения производственной
практики и трудоустройства выпускников. Специальные программы в соответствии с
видами трудового обучения разрабатываются каждой школой совместно с базовыми
предприятиями и утверждаются министерствами просвещения союзных и автономных
республик, краевыми и областными отделами народного образования. 3.5. В IV - VIII и VIII дополнительном классах для занятий по труду класс делится на
две группы. 3.6. Учебные мастерские могут выполнять
работы по заказу разных предприятий и учреждений, однако
при обязательном соблюдении требований школьной программы. 3.7. При оборудовании
мастерских и организации практической работы учащихся следует руководствоваться
Правилами по технике безопасности и производственной санитарии для школьных
учебных и учебно-производственных мастерских, а также для учебных комбинатов,
цехов (пролетов, участков) и предприятий, в которых проводится трудовая
подготовка учащихся, утвержденными Министерством просвещения СССР, и другими
нормативными документами Минпроса СССР по данному
вопросу. 3.8. Производственная практика в VII и
VIII классах проводится с учетом профиля профессионально-трудовой подготовки на
базе соответствующих предприятий. Непосредственное руководство производственной
практикой осуществляет учитель трудового обучения. 3.9. Учащиеся VIII дополнительного
класса, овладевшие профессией в процессе обучения, сдают квалификационные
экзамены по специальности. Эти экзамены принимает квалификационная комиссия на
базовом предприятии в соответствии с действующим законодательством. 4. Учащиеся 4.1. Направление учащихся в специальную
общеобразовательную школу-интернат (школу с продленным днем) для детей с
задержкой психического развития осуществляется на основании заключения
медико-педагогической комиссии в соответствии с Инструкцией по приему детей в
данный тип специальной школы, утверждаемой Министерством просвещения СССР. Порядок работы этих комиссий определен Положением о республиканской
и областных медико-педагогических комиссиях. 4.2. Комплектование специальной
общеобразовательной школы-интерната (школы с продленным днем) проводится
соответствующими отделами народного образования до 25 августа. Пополнение
классов при наличии свободных мест может осуществляться в течение учебного
года. 4.3. Специальная
общеобразовательная школа-интернат (школа с продленным днем) для детей с
задержкой психического развития производит прием учащихся только в начальные
классы (в подготовительный, I и II классы, в III - в порядке исключения). 4.4. Комплектование учащихся по классам
осуществляется на основании документа об успеваемости за предшествующий год
обучения. 4.5. Состав учащихся начальных классов
подвижен: по мере коррекции дефектов развития дети переводятся в массовую
общеобразовательную школу. Перевод детей в общеобразовательную школу
осуществляется соответствующими отделами народного образования на основании
решения педагогического совета специальной школы. На весь срок обучения в
специальной школе остаются только дети с наиболее тяжелыми формами задержки
психического развития. 4.6. Вопрос о переводе в другие типы
специальных школ для детей с недостатками физического или умственного развития
решается не позже чем после одного года пребывания в данной школе на основании
заключения республиканской, областной, городской, районной
медико-педагогической комиссии. 4.7. Условия содержания и материального
обеспечения воспитанников специальных школ-интернатов и учащихся групп
продленного дня для детей с задержкой психического развития соответствуют
порядку, установленному для воспитанников специальных школ-интернатов и
учащихся групп продленного дня для детей с недостатками в физическом или
умственном развитии. 5. Учителя и
воспитатели 5.1. Учителя и воспитатели специальной
общеобразовательной школы-интерната (школы с продленным днем) для детей с
задержкой психического развития назначаются отделами народного образования из
числа лиц, имеющих высшее педагогическое образование или высшее
дефектологическое образование, прошедших специальную подготовку, раскрывающую
специфику обучения и воспитания детей данной категории. 5.2. Учителя и воспитатели специальной
общеобразовательной школы-интерната (школы с продленным днем) для детей с
задержкой психического развития наряду с общими задачами, предусмотренными
Уставом средней общеобразовательной школы, решают специальные задачи коррекции
недостатков психического развития детей. Они систематически изучают динамику
развития детей, выявляют запас знаний учащихся, возможности и особенности
усвоения учебного материала, особенности речи, памяти, внимания,
работоспособности детей и т.п. На основе этого изучения и рекомендаций со
стороны медицинского персонала учителя и воспитатели осуществляют
индивидуальную помощь учащимся на уроках и во внеурочное время. 5.3. Учитель-логопед назначается из числа
лиц, имеющих высшее специальное (логопедическое) образование. Учитель-логопед
обязан всесторонне изучать речь учащихся, вести индивидуально-групповую работу
с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, оказывать методическую помощь
учителям по устранению недостатков речи учащихся. Один учитель-логопед работает
с 25 - 30 детьми, имеющими недостатки речи. 6. Руководство
школы-интерната 6.1. Руководство специальной
общеобразовательной школы-интерната (школы с продленным днем) для детей с
задержкой психического развития назначается органами народного образования и
выполняет свои обязанности в соответствии с Уставом средней общеобразовательной
школы. Руководители обязаны пройти специальную подготовку. 6.2. Директор школы-интерната отвечает за
организацию и качество учебно-воспитательной работы с учетом специфики,
связанной с коррекцией задержки психического развития учащихся, за создание
необходимой материально-технической базы. Директор несет личную ответственность
за прием детей в школу в соответствии с Инструкцией по приему
в данный тип школы, за своевременный перевод учащихся в соответствующие учебные
учреждения, за организацию профессионально-трудовой подготовки учащихся. 6.3. Заместитель директора по учебной
(учебно-воспитательной) работе помимо обязанностей, определенных Уставом
средней общеобразовательной школы, организует и направляет деятельность
педагогического коллектива по коррекционному обучению с учетом индивидуального
подхода к учащимся в процессе обучения, отвечает за оснащение уроков
наглядно-дидактическим материалом, осуществляет связь в работе учителей и
воспитателей. Заместитель директора по учебной работе организует методическую
работу в школе, повышение квалификации педагогического персонала. 6.4. Заместитель директора по
воспитательной работе руководит всей воспитательной работой школы-интерната,
отвечает за соблюдение режима, проведение самоподготовки, организует и
контролирует проведение внеклассных мероприятий, направленных на повышение
уровня общего развития детей в общественно полезном труде. 6.5. Помощник директора по хозяйственной
части (или заведующий хозяйством) несет ответственность за состояние хозяйства
специальной школы-интерната, за материальное обеспечение учебно-воспитательного
процесса и лечебно-профилактической работы, сохранность имущества и инвентаря,
нормальную эксплуатацию зданий и помещений, содержание их в должном санитарном
состоянии. 7.
Учебно-материальная база. Финансирование и отчетность 7.1. Специальная
школа-интернат (школа с продленным днем) для детей с задержкой психического
развития, помимо помещений, предусмотренных Уставом средней общеобразовательной
школы и Положением о школе-интернате, должна иметь специальные помещения для
проведения логопедической работы, психологического обследования, игровые
комнаты, а также кабинеты для проведения лечебно-восстановительной работы,
оснащенные оборудованием в пределах ассигнований, выделяемых на приобретение
оборудования и инвентаря. 7.2. Специальная школа-интернат (школа с
продленным днем) для детей с задержкой психического развития финансируется по
республиканскому, краевому, областному, городскому, районному бюджету в
соответствии с утвержденной в установленном порядке сметой расходов. Доходы, получаемые в результате
реализации продукции от работы учащихся в учебно-производственных мастерских,
подсобных хозяйствах, а также на предприятиях, стройках, в совхозах, колхозах и
других организациях, используются школами-интернатами в соответствии с действующим
законодательством. 7.3. Специальная школа-интернат (школа с
продленным днем) для детей с задержкой психического развития пользуется правами
юридического лица, имеет печать с изображением Государственного герба, в
зависимости от подчиненности, со своим наименованием и штамп с указанием места
нахождения школы-интерната. Утверждаю Начальник Главного управления школ ТИПОВОЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
(ШКОЛЫ) ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ┌────────────────┬─────────────────────────────────────────┬─────┐ │ Предметы │ Количество часов по классам │Всего│ │ ├───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬────┬────┤не- │ │ │ 0 │ I │II │III│IV │ V │VI │VII│VIII│VIII│дель-│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │доп.│ных │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │часов│ ├────────────────┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼────┼────┼─────┤ │Русский язык <*>│12 │12 │10 │10 │6 │6 │4 │3 │2 │2 │67 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Литература │- │- │- │- │2 │2 │2 │2 │3 │3 │14 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Математика │6 │6 │6 │6 │6 │6 │6 │6 │6 │6 │60 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │История │- │- │- │- │2 │2 │2 │2 │2 │2 │12 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Основы Советско-│- │- │- │- │- │- │- │- │1 │1 │2 │ │го государства и│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │права │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Природоведение │- │- │2 │2 │2 │- │- │- │- │- │6 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │География │- │- │- │- │- │2 │3 │2 │2 │2 │11 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Биология │- │- │- │- │- │2 │2 │2 │1 │1 │8 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Физика │- │- │- │- │- │- │2 │2 │3 │3 │10 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Черчение │- │- │- │- │- │- │- │1 │1 │1 │3 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Химия │- │- │- │- │- │- │- │2 │1 │1 │4 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Иностранный язык│- │- │- │- │3 │2 │2 │2 │2 │1 │12 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Изобразительное │1 │1 │1 │1 │1 │1 │1 │- │- │- │7 │ │искусство │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Музыка и пение │1 │1 │1 │1 │1 │1 │1 │1 │- │- │8 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Физическая куль-│2 │2 │2 │2 │2 │2 │2 │2 │2 │2 │20 │ │тура │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Трудовое обуче- │2 │2 │2 │2 │2 │2 │3 │3 │4 │6 │28 │ │ние │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├────────────────┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼────┼────┼─────┤ │Всего обязатель-│24 │24 │24 │24 │27 │28 │30 │30 │30 │31 │272 │ │ных │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├────────────────┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼────┼────┼─────┤ │Индивидуальные и│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │групповые заня- │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │тия по коррекции│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │недостатков раз-│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │вития: │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Ритмика │2 │2 │2 │2 │- │- │- │- │- │- │8 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Исправление не- │3 │3 │3 │3 │- │- │- │- │- │- │12 │ │достатков в раз-│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │витии, восполне-│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ние пробелов в │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │знаниях и т.п. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Факультативные │- │- │- │- │- │- │- │- │4 │4 │8 │ │занятия │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Общественно по- │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │лезный труд и │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │производственная│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │практика: │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ в днях │- │- │- │- │- │5 │5 │12 │24 │- │ │ │ в часах │- │- │- │- │- │15 │15 │48 │96 │- │ │ └────────────────┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴────┴────┴─────┘ -------------------------------- <*> Из часов, отведенных на русский
язык в первые два года обучения, выделяется время на уроки "Знакомство с
окружающим миром и развитие речи", осуществляемые по специальной
программе. ТИПОВОЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
(ШКОЛЫ) ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (II вариант структуры начальных классов) ┌────────────────────────────────────┬───────────────────────────┐ │ Предметы │Количество часов по классам│ │ ├────────┬────────┬─────────┤ │ │ II │ III │ III доп.│ ├────────────────────────────────────┼────────┼────────┼─────────┤ │Русский язык <*> │12 │11 │10 │ │ │ │ │ │ │Литература │- │- │- │ │ │ │ │ │ │Математика │6 │6 │6 │ │ │ │ │ │ │История │- │- │- │ │ │ │ │ │ │Основы Советского государства и │- │- │- │ │права │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Природоведение │- │1 │2 │ │ │ │ │ │ │География │- │- │- │ │ │ │ │ │ │Биология │- │- │- │ │ │ │ │ │ │Физика │- │- │- │ │ │ │ │ │ │Черчение │- │- │- │ │ │ │ │ │ │Химия │- │- │- │ │ │ │ │ │ │Иностранный язык │- │- │- │ │ │ │ │ │ │Изобразительное искусство │1 │1 │1 │ │ │ │ │ │ │Музыка и пение │1 │1 │1 │ │ │ │ │ │ │Физическая культура │2 │2 │2 │ │ │ │ │ │ │Трудовое обучение │2 │2 │2 │ ├────────────────────────────────────┼────────┼────────┼─────────┤ │Всего обязательных │24 │24 │24 │ ├────────────────────────────────────┼────────┼────────┼─────────┤ │Индивидуальные и групповые занятия │ │ │ │ │по коррекции недостатков развития: │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Ритмика │2 │2 │2 │ │ │ │ │ │ │Исправление недостатков в развитии, │3 │3 │3 │ │восполнение пробелов в знаниях и │ │ │ │ │т.п. │ │ │ │ └────────────────────────────────────┴────────┴────────┴─────────┘ -------------------------------- <*> Из часов, отведенных на русский
язык в первые два года обучения, выделяется время на уроки "Знакомство с
окружающим миром и развитие речи", осуществляемые по специальной
программе. Примечания к Типовому учебному плану специальных общеобразовательных школ-интернатов (школ) для
детей с задержкой психического развития 1. Учебные занятия и каникулы начинаются
и заканчиваются в сроки, установленные для общеобразовательных школ. 2. "Знакомство с окружающим миром и
развитие речи" изучается за счет часов, отведенных на русский язык: - в подготовительном - I классах - по 2 часа в неделю; - во II - III классах (второй вариант
структуры) - соответственно по 2 и 1 часу. 3. Для занятий по труду в IV - VIII и
VIII дополнительном классах класс делится на две
группы. 4. В VIII и VIII
дополнительном классах проводится углубленная профессионально-трудовая
подготовка на базе промышленных и сельскохозяйственных предприятий, где
осуществляется учебно-производственная практика. 5. Экзамены за курс восьмилетней
общеобразовательной школы проводятся после окончания VIII дополнительного
класса в порядке, установленном для восьмилетних общеобразовательных школ. 6. Учащимся VIII дополнительного класса,
овладевшим профессией в процессе обучения, присваивается квалификационный
разряд. Квалификационные экзамены по профессии принимает квалификационная
комиссия на базовом предприятии в соответствии с действующим законодательством. 7. Общественно полезный труд в V - VI
классах проводится по окончании учебного года. Учебно-производственная практика в VII и
VIII классах проводится как в конце учебного года, так и в течение всего
учебного года в определенные календарные периоды. В последнем случае школа
составляет для каждого класса график чередования учебы и практики с учетом
равномерного распределения учебных занятий по всем предметам учебного плана до
25 июня включительно. 8. В национальных школах и в школах
союзных республик, где обучение ведется на русском языке, выделяется дополнительно
по 2 - 3 часа в неделю в каждом классе на изучение русского языка или языка
союзной республики. |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |