25 июня 1980 года N 2351-X


 

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

 

ЗАКОН

 

ОБ ОСНОВНЫХ ПОЛНОМОЧИЯХ КРАЕВЫХ, ОБЛАСТНЫХ

СОВЕТОВ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ, СОВЕТОВ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

АВТОНОМНЫХ ОБЛАСТЕЙ И АВТОНОМНЫХ ОКРУГОВ

 

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Краевой, областной Совет народных депутатов, Совет народных депутатов автономной области, автономного округа - орган государственной власти

 

В соответствии с Конституцией СССР краевой, областной Совет народных депутатов, Совет народных депутатов автономной области, автономного округа является органом государственной власти в крае, области, автономной области, автономном округе.

Краевой, областной, окружной Совет народных депутатов решает все вопросы местного значения, исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, проживающих на территории Совета, проводит в жизнь решения вышестоящих государственных органов, руководит деятельностью нижестоящих Советов народных депутатов, участвует в обсуждении вопросов республиканского и общесоюзного значения, а Совет народных депутатов автономной области, автономного округа - также вопросов краевого, областного значения, вносит по ним свои предложения.

 

Статья 2. Законодательство Союза ССР и союзных республик о краевых, областных, окружных Советах

 

Законодательство Союза ССР и союзных республик о краевых, областных, окружных Советах народных депутатов состоит из настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним иных актов законодательства Союза ССР, законов о краевых, областных Советах, законов об автономных областях, автономных округах и других актов законодательства союзных республик.

 

Статья 3. Порядок избрания краевого, областного, окружного Совета

 

Краевой, областной, окружной Совет народных депутатов избирается на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий краевого, областного, окружного Совета - два с половиной года.

Порядок проведения выборов в краевой, областной, окружной Совет определяется в соответствии с Конституцией СССР законами союзной республики.

 

Статья 4. Основные принципы деятельности краевых, областных, окружных Советов

 

Деятельность краевого, областного, окружного Совета народных депутатов строится на основе коллективного, свободного, делового обсуждения и решения вопросов, гласности, регулярной отчетности исполнительного комитета, других создаваемых Советом органов перед Советом и населением, широкого привлечения граждан к участию в их работе.

Краевой, областной, окружной Совет осуществляет свою деятельность в точном соответствии с требованиями социалистической законности, государственными планами экономического и социального развития, в тесной связи с общественными организациями и трудовыми коллективами, выносит наиболее важные вопросы на обсуждение граждан, направляет деятельность местных добровольных обществ, содействует их работе, развивает общественную самодеятельность населения.

Краевой, областной, окружной Совет и создаваемые им органы систематически информируют население о своей работе и принятых решениях.

 

Статья 5. Осуществление краевым, областным, окружным Советом руководства государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством

 

Краевой, областной, окружной Совет народных депутатов руководит на своей территории государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством; утверждает планы экономического и социального развития и бюджет края, области, автономной области, автономного округа; осуществляет руководство подчиненными ему государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями; обеспечивает государственное руководство колхозами, иными кооперативными организациями и их объединениями; содействует укреплению обороноспособности страны; обеспечивает соблюдение законов, государственной и трудовой дисциплины, охрану государственного и общественного порядка, прав граждан.

В краевом, областном, окружном подчинении находятся предприятия, учреждения и организации, обслуживающие преимущественно население края, области, округа. Порядок передачи указанных предприятий, учреждений и организаций в краевое, областное, окружное подчинение устанавливается законодательством Союза ССР и союзных республик.

 

Статья 6. Обеспечение краевым, областным, окружным Советом комплексного экономического и социального развития на своей территории. Взаимоотношения с предприятиями, учреждениями и организациями вышестоящего подчинения

 

Краевой, областной, окружной Совет народных депутатов в пределах своих полномочий обеспечивает комплексное экономическое и социальное развитие на своей территории; осуществляет контроль за соблюдением законодательства расположенными на этой территории предприятиями, учреждениями и организациями вышестоящего подчинения; координирует и контролирует их деятельность в области землепользования, охраны природы, строительства, использования трудовых ресурсов, производства товаров народного потребления, социально-культурного, бытового и иного обслуживания населения. По указанным вопросам краевой, областной, окружной Совет заслушивает доклады руководителей предприятий, учреждений и организаций, принимает по ним решения, в необходимых случаях вносит свои предложения в соответствующие вышестоящие органы. Предложения Совета подлежат обязательному рассмотрению. Результаты рассмотрения должны быть сообщены Совету.

Министерства, государственные комитеты и ведомства СССР и союзных республик обеспечивают представление подведомственными предприятиями, объединениями и организациями по месту их нахождения контрольных цифр, основных показателей проектов планов и утвержденных планов, за исключением планов производства оборонной продукции, в краевые, областные, окружные Советы народных депутатов, учитывают заключения этих Советов при разработке и утверждении планов, а также схем развития и размещения на их территории отраслей народного хозяйства и отраслей промышленности.

В бюджеты краев, областей, автономных областей и автономных округов передается часть прибылей предприятий и хозяйственных организаций республиканского подчинения, расположенных на территории краевых, областных, окружных Советов. Размеры указанных отчислений и порядок их поступления в бюджеты устанавливаются законодательством союзных республик.

В формировании доходов бюджетов краев, областей, автономных областей и автономных округов участвуют также предприятия и хозяйственные организации союзного подчинения. Формы и методы этого участия устанавливаются законодательством Союза ССР.

 

Статья 7. Осуществление краевым, областным, окружным Советом руководства деятельностью нижестоящих Советов

 

Краевой, областной, окружной Совет народных депутатов, осуществляя руководство деятельностью нижестоящих Советов народных депутатов, направляет их работу по проведению в жизнь законов, других решений вышестоящих государственных органов, планов экономического и социального развития, комплексных общегосударственных, республиканских, межотраслевых и региональных программ, изучает, обобщает и распространяет опыт работы Советов, обеспечивает совершенствование форм и методов их деятельности, подготовки и повышения квалификации работников советских органов.

Краевой, областной, окружной Совет заслушивает доклады и сообщения о деятельности нижестоящих Советов, их исполнительных комитетов, имеет право отменять акты нижестоящих Советов в случае несоответствия этих актов законодательству.

 

Статья 8. Участие депутатов краевого, областного, окружного Совета в осуществлении Советом государственной власти

 

Осуществление краевым, областным, окружным Советом народных депутатов своих полномочий строится на основе активного участия в его работе каждого депутата Совета. Депутат осуществляет свои полномочия, не порывая с производственной или служебной деятельностью.

Депутат краевого, областного, окружного Совета на время сессии Совета, заседания исполнительного комитета и постоянной комиссии, в состав которых он избран, а также для выполнения поручений Совета и его исполнительного комитета освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей с сохранением среднего заработка по месту постоянной работы. Депутату краевого, областного, окружного Совета обеспечиваются другие гарантии депутатской деятельности, установленные законодательством Союза ССР и союзных республик.

 

Глава II. КОМПЕТЕНЦИЯ КРАЕВЫХ, ОБЛАСТНЫХ СОВЕТОВ

НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

 

Статья 9. Полномочия в области планирования, материально-технического снабжения, учета и отчетности

 

Краевой, областной Совет народных депутатов:

1) утверждает текущие и перспективные планы экономического и социального развития края, области, организует и контролирует реализацию этих планов, утверждает отчеты об их выполнении; учитывает при разработке текущих и перспективных планов наказы избирателей, предложения трудовых коллективов; принимает меры по улучшению плановой работы, рациональному сочетанию территориального и отраслевого развития, обеспечению сбалансированного роста экономики края, области; добивается повышения эффективности общественного производства, ускорения научно-технического прогресса, роста производительности труда и улучшения качества продукции;

2) разрабатывает в составе планов экономического и социального развития края, области сводные разделы по всему комплексу мероприятий в области социального развития, предусматривает в них меры по улучшению условий труда, повышению квалификации и профессионального мастерства работников, общеобразовательного и культурного уровня населения, улучшению жилищных и культурно-бытовых условий жизни, медицинского обслуживания и другие мероприятия в области социального развития и культуры в увязке с заданиями по развитию производства, капитальному строительству и повышению их эффективности;

3) рассматривает представляемые предприятиями, учреждениями и организациями вышестоящего подчинения, расположенными на территории края, области, проекты планов этих предприятий, учреждений и организаций в части, относящейся к компетенции Совета, в необходимых случаях вносит свои предложения в соответствующие вышестоящие органы и участвует в обсуждении предложений; составляет и утверждает сводные текущие и перспективные планы производства местных строительных материалов, выпуска товаров народного потребления, жилищно-коммунального и культурно-бытового строительства, а также контролирует выполнение указанных планов. При включении в сводные планы показателей по предприятиям, объединениям и организациям вышестоящего подчинения исходит из плановых заданий, утвержденных им соответствующими министерствами, государственными комитетами и ведомствами СССР и союзной республики;

4) утверждает текущие и перспективные планы предприятий, учреждений и организаций краевого, областного подчинения, решает вопросы размещения, развития и специализации указанных предприятий, учреждений и организаций, принимает меры по укреплению их материально-технической базы;

5) принимает участие в разработке региональных и иных программ, предусматривающих формирование и развитие расположенных на территории Совета территориально-производственных комплексов и промышленных узлов;

6) вносит в соответствующие министерства, государственные комитеты и ведомства СССР и союзной республики предложения о производстве на подчиненных им предприятиях товаров народного потребления (результаты рассмотрения этих предложений должны быть сообщены краевому, областному Совету не позднее чем в месячный срок); дает заключения по предложениям министерств, государственных комитетов и ведомств СССР и союзной республики об организации на подчиненных им предприятиях производства товаров народного потребления сверх установленной номенклатуры основной продукции;

7) разрабатывает балансы трудовых ресурсов, местных строительных материалов и топлива, земельный баланс, баланс денежных доходов и расходов населения и другие балансы, необходимые для планирования комплексного экономического и социального развития на территории края, области;

8) организует, реорганизует или ликвидирует в порядке, установленном законодательством, предприятия, учреждения и организации краевого, областного подчинения; вносит в необходимых случаях предложения об организации, реорганизации или ликвидации предприятий и организаций вышестоящего подчинения;

9) руководит организациями снабжения и сбыта краевого, областного подчинения; организует материально-техническое снабжение предприятий, учреждений и организаций краевого, областного подчинения, а также сбыт производимой ими продукции;

10) руководит делом учета, отчетности и статистики на предприятиях, в учреждениях и организациях краевого, областного подчинения.

 

Статья 10. Полномочия в области бюджетно-финансовой работы и цен

 

Краевой, областной Совет народных депутатов:

1) утверждает бюджет края, области и организует его исполнение; учитывает при составлении бюджета наказы избирателей; перераспределяет в необходимых случаях в процессе исполнения бюджета средства краевого, областного бюджета между отраслями хозяйства, отделами и управлениями исполнительного комитета, а также ассигнования на заработную плату в пределах утвержденного фонда заработной платы; утверждает отчет об исполнении бюджета края, области;

2) направляет доходы, дополнительно полученные при исполнении краевого, областного бюджета, а также суммы превышения доходов над расходами, образующиеся на конец года в результате перевыполнения доходов или экономии по расходам, на финансирование местного хозяйства и социально-культурных мероприятий, включая капитальные вложения сверх установленных плановых лимитов, на проведение капитального ремонта зданий исполнительных комитетов местных Советов, их отделов и управлений, судов, государственного арбитража и нотариальных контор, на приобретение для них инвентаря и оборудования, а также на строительство зданий, приобретение и ремонт транспортных средств для исполнительных комитетов районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советов (изъятие из краевого, областного бюджета указанных средств, за исключением ассигнований, не использованных в связи с невыполнением плана по государственным капитальным вложениям и плана развития сети социально-культурных учреждений, не допускается);

3) осуществляет мероприятия по укреплению материально-финансовой базы исполнительных комитетов нижестоящих Советов; образует в соответствии с законодательством в краевом, областном бюджете фонд непредвиденных расходов исполнительного комитета краевого, областного Совета народных депутатов;

4) руководит работой по исчислению и взиманию государственных и местных налогов и сборов; в соответствии с законодательством предоставляет колхозам, пострадавшим от стихийных бедствий, отсрочку платежей по подоходному налогу, в необходимых случаях полностью или частично освобождает эти колхозы от уплаты налога за счет соответствующих бюджетов; устанавливает, исходя из средних ставок сельскохозяйственного налога для края, области, ставки налога для отдельных районов и населенных пунктов; при необходимости может понижать ставки и устанавливать льготы по местным налогам и сборам как для отдельных категорий облагаемых объектов и групп плательщиков, так и для отдельных плательщиков, решает другие вопросы, отнесенные к его ведению законодательством о налогах и сборах;

5) рассматривает квартальные кассовые планы краевой, областной конторы Госбанка СССР по автономной области, автономным округам, районам и городам краевого, областного подчинения, принимает меры по их выполнению; утверждает планы по краю, области по долгосрочному кредитованию колхозов, межхозяйственных предприятий (организаций) в сельском хозяйстве, жилищно-строительных кооперативов и индивидуальных заемщиков; осуществляет контроль за правильным использованием кредитов и своевременным возвратом долгосрочных ссуд; перераспределяет долгосрочные кредиты между автономной областью, автономными округами, районами и городами краевого, областного подчинения в пределах общей суммы, установленной планом долгосрочного кредитования для каждой группы заемщиков; направляет работу государственных трудовых сберегательных касс, местных органов государственного страхования;

6) осуществляет мероприятия по проведению на территории края, области единой политики цен; принимает необходимые меры к повышению эффективности государственного и общественного контроля за соблюдением цен и тарифов, а также к предотвращению и устранению нарушений государственной дисциплины цен; решает в соответствии с законодательством вопросы утверждения цен и тарифов.

 

Статья 11. Полномочия в области промышленности, строительства, градостроительства и архитектуры

 

Краевой, областной Совет народных депутатов:

1) руководит промышленными предприятиями и объединениями краевого, областного подчинения, утверждает итоги их финансово-хозяйственной деятельности, распределение в установленном порядке полученной прибыли; распределяет продукцию указанных предприятий и объединений, произведенную из местного сырья, а также из отходов и сырья собственных заготовок предприятий и объединений; образует в соответствии с законодательством фонд развития местной промышленности;

2) руководит развитием производства товаров народного потребления, координирует и контролирует их производство на всех предприятиях, расположенных на территории края, области, принимает меры по увеличению выпуска, расширению ассортимента и повышению качества товаров; организует производство строительных материалов на базе местного сырья с использованием нераспределяемых в централизованном порядке отходов производства; способствует развитию народных художественных промыслов и ремесел;

3) оказывает помощь расположенным на территории края, области промышленным предприятиям, объединениям и организациям вышестоящего подчинения в рациональном использовании производственных мощностей, материальных, трудовых и финансовых ресурсов, улучшении социально-культурного, бытового и иного обслуживания рабочих и служащих;

4) руководит делом градостроительства, архитектуры и комплексной застройки; утверждает или согласовывает в установленном порядке проекты и схемы районной планировки, проекты планировки пригородных зон, генеральные планы и проекты детальной планировки городов и других населенных пунктов, размещение на территории края, области нового строительства, а также расширение и реконструкцию промышленных, транспортных и других объектов;

5) осуществляет контроль за строительством, ведущимся на территории края, области, сроками и качеством строительно-монтажных работ, соблюдением проектов и смет на всех объектах жилищно-гражданского назначения, производственных объектах краевого, областного подчинения, соблюдением проектов на производственных объектах вышестоящего подчинения, а также за правильностью использования земельных участков, отведенных под строительство объектов, независимо от подчиненности; запрещает или приостанавливает строительство, проводимое с нарушением требований законодательства;

6) руководит проектными, строительно-монтажными и ремонтно-строительными организациями краевого, областного подчинения, обеспечивает выполнение ими производственно-финансовых планов; утверждает проекты и титульные списки по стройкам и объектам краевого, областного подчинения в пределах сметной стоимости, устанавливаемой законодательством;

7) выполняет функции заказчика по строительству объектов краевого, областного подчинения; организует кооперативное строительство; содействует индивидуальному жилищному строительству; с согласия предприятий, учреждений, организаций, колхозов и совхозов решает вопросы о совместном использовании их средств, выделяемых на жилищное, коммунальное, дорожное строительство, строительство учреждений просвещения, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обеспечения, предприятий торговли и общественного питания, бытового обслуживания, а также об объединении средств, определяет заказчика по этим видам строительства.

 

Статья 12. Полномочия в области сельского хозяйства и заготовок

 

Краевой, областной Совет народных депутатов:

1) руководит сельскохозяйственным производством, принимает меры по укреплению его материально-технической базы, увеличению производства и повышению качества сельскохозяйственной продукции; утверждает плановые задания по государственным закупкам сельскохозяйственных продуктов автономной области, автономным округам, районам, сельскохозяйственным предприятиям, объединениям и организациям краевого, областного подчинения, организует своевременное выполнение ими планов производства и продажи сельскохозяйственных продуктов государству; обеспечивает сохранность сельскохозяйственной продукции;

2) принимает меры по внедрению в сельскохозяйственное производство достижений науки, техники и передового опыта, совершенствованию экономической и финансовой работы в колхозах, совхозах, объединениях, других сельскохозяйственных предприятиях и организациях, по эффективному использованию и хранению сельскохозяйственной техники, транспорта, горючего, удобрений, ядохимикатов и других материально-технических ресурсов; решает либо в случаях, предусмотренных законодательством, участвует в решении вопросов, связанных с определением или изменением производственного направления колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий и организаций; руководит мелиоративным строительством, обеспечивает эффективную эксплуатацию мелиоративных сооружений; руководит ветеринарной службой;

3) организует контроль за соблюдением уставов колхозов, демократических основ управления делами колхозов, за правильным сочетанием в колхозах личных и общественных интересов; решает в установленном порядке вопросы, связанные с созданием межхозяйственных предприятий (организаций), объединений в сельском хозяйстве, их деятельностью, реорганизацией и ликвидацией;

4) разрабатывает и осуществляет мероприятия, направленные на увеличение производства сельскохозяйственной продукции в подсобных хозяйствах предприятий, учреждений и организаций, а также в личных подсобных хозяйствах колхозников, рабочих, служащих и других граждан, на дальнейшее развитие коллективного садоводства и огородничества.

 

Статья 13. Полномочия в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов

 

Краевой, областной Совет народных депутатов:

1) осуществляет государственное управление и государственный контроль в области использования и охраны всех земель на территории края, области; предоставляет и изымает земельные участки и разрешает земельные споры в случаях и в порядке, установленных законодательством Союза ССР и союзной республики; дает заключения о предоставлении и изъятии земельных участков, производимых по решению вышестоящих органов; организует контроль за проведением землепользователями эффективных мер по повышению плодородия почв, предотвращению ветровой и водной эрозии, засоления, заболачивания, а также других процессов, ухудшающих состояние почв;

2) осуществляет государственное управление и государственный контроль в области использования и охраны вод, лесов, недр, атмосферного воздуха и животного мира на территории края, области; предоставляет полностью или частично в обособленное пользование водные объекты; участвует в планировании развития лесного хозяйства, использования лесных ресурсов; контролирует осуществление мероприятий по приведению земельных участков, нарушенных при пользовании недрами, в безопасное состояние, а также по рекультивации земель;

3) обеспечивает разработку и проведение мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию, сохранению и восстановлению природных ресурсов.

 

Статья 14. Полномочия в области дорожного хозяйства, транспорта и связи

 

Краевой, областной Совет народных депутатов:

1) обеспечивает развитие на территории края, области сети автомобильных дорог общего пользования и их сохранность; руководит строительством, ремонтом, содержанием и эксплуатацией автомобильных дорог краевого, областного и других дорог местного значения; содействует строительству, содержанию и эксплуатации автомобильных дорог общегосударственного и республиканского значения; осуществляет контроль за строительством, ремонтом и содержанием внутрихозяйственных автомобильных дорог;

2) организует в порядке, установленном законодательством, привлечение колхозов, совхозов, промышленных, транспортных, строительных и других предприятий и хозяйственных организаций к участию в строительстве, реконструкции, ремонте и содержании местных автомобильных дорог, определяет формы этого участия;

3) принимает участие в решении вопросов об отнесении автомобильных дорог к дорогам краевого, областного значения; утверждает по согласованию с соответствующими вышестоящими органами перечень дорог местного, кроме краевого, областного, значения;

4) руководит предприятиями и организациями транспорта и связи краевого, областного подчинения; осуществляет контроль за деятельностью транспортных предприятий и организаций вышестоящего подчинения по обслуживанию населения, оказывает им помощь в выполнении планов перевозок грузов; принимает меры по обеспечению безопасности дорожного движения, а также по улучшению обслуживания населения предприятиями связи.

 

Статья 15. Полномочия в области жилищного, коммунального хозяйства и благоустройства

 

Краевой, областной Совет народных депутатов:

1) руководит жилищным, коммунальным хозяйством и благоустройством, предприятиями, учреждениями и организациями жилищного, коммунального хозяйства и благоустройства краевого, областного подчинения; обеспечивает комплексное развитие жилищного, коммунального хозяйства;

2) обеспечивает сохранность, правильную эксплуатацию, капитальный и текущий ремонт жилищного фонда, находящегося в ведении местных Советов; организует контроль за состоянием и эксплуатацией ведомственного жилищного фонда, коммунальных предприятий и сооружений, за содержанием кооперативных жилых домов и домов, находящихся в личной собственности граждан; принимает меры к передаче ведомственного жилищного фонда в ведение местных Советов; контролирует состояние учета граждан, нуждающихся в жилье, а также правильность распределения жилой площади;

3) разрабатывает и организует проведение мероприятий по электрификации, водоснабжению, газоснабжению, теплоснабжению и канализации городов, поселков и других населенных пунктов, обеспечению населения коммунальными услугами и топливом; контролирует строительство и эксплуатацию очистных сооружений и устройств;

4) контролирует работу по привлечению предприятий, учреждений и организаций вышестоящего подчинения к участию в благоустройстве населенных пунктов.

 

Статья 16. Полномочия в области торговли, общественного питания и бытового обслуживания

 

Краевой, областной Совет народных депутатов:

1) руководит государственной и кооперативной торговлей, общественным питанием на территории края, области, предприятиями, организациями торговли и общественного питания краевого, областного подчинения; координирует и контролирует работу предприятий и организаций торговли и общественного питания вышестоящего подчинения;

2) утверждает планы товарооборота предприятиям и организациям розничной торговли и общественного питания краевого, областного подчинения; распределяет и перераспределяет в соответствии с установленной номенклатурой рыночные фонды товаров народного потребления по организациям государственной торговли и потребительской кооперации; обеспечивает заключение договоров предприятий, объединений, колхозов и совхозов с предприятиями и организациями торговли и общественного питания;

3) осуществляет контроль за соблюдением устава краевого, областного союза потребительских обществ, демократических основ управления делами потребительской кооперации; принимает меры по развитию колхозной торговли; устанавливает правила торговли на колхозных рынках;

4) руководит бытовым обслуживанием населения, предприятиями и организациями бытового обслуживания краевого, областного подчинения, утверждает итоги их финансово-хозяйственной деятельности, распределение в установленном порядке полученной прибыли; утверждает планы по реализации бытовых услуг предприятиям и организациям краевого, областного подчинения; координирует и контролирует работу предприятий и организаций бытового обслуживания вышестоящего подчинения.

 

Статья 17. Полномочия в области народного образования, науки, культурно-просветительной работы и искусства

 

Краевой, областной Совет народных депутатов:

1) руководит делом народного образования, дошкольного и внешкольного воспитания, а также делом воспитания детей и подростков в школах-интернатах, детских домах, специальных школах; обеспечивает осуществление всеобщего обязательного среднего образования молодежи; принимает меры по укреплению связи школы с производством, по бесплатному обеспечению школьными учебниками учащихся общеобразовательных школ;

2) осуществляет контроль за работой общеобразовательных школ, детских дошкольных и внешкольных учреждений независимо от подчиненности, за правильностью образования и использования фонда всеобуча; направляет работу органов опеки и попечительства;

3) содействует развитию науки, работе высших и средних специальных учебных заведений, а также профессионально-технических учебных заведений, расположенных на территории края, области;

4) руководит культурно-просветительной работой, культурно-просветительными организациями и учреждениями, организациями и учреждениями искусства краевого, областного подчинения; координирует и контролирует деятельность культурно-просветительных организаций и учреждений, организаций и учреждений искусства независимо от подчиненности;

5) руководит развитием телевидения и радиовещания; организует кинообслуживание населения; принимает меры по развитию театрального, музыкального, хореографического, изобразительного и других видов искусства, народного творчества и художественной самодеятельности; направляет работу по внедрению в быт советских гражданских обрядов; осуществляет государственное управление и государственный контроль в области охраны и использования памятников истории и культуры;

6) руководит издательским делом, полиграфическим производством, предприятиями и организациями книжной торговли краевого, областного подчинения.

 

Статья 18. Полномочия в области здравоохранения, физической культуры и спорта

 

Краевой, областной Совет народных депутатов:

1) руководит делом здравоохранения в крае, области, организациями и учреждениями здравоохранения краевого, областного подчинения; обеспечивает организацию медицинской помощи населению; осуществляет контроль за работой учреждений здравоохранения вышестоящего подчинения; координирует и контролирует деятельность всех предприятий, учреждений и организаций по разработке и проведению мер в области охраны здоровья, санитарно-эпидемического благополучия населения, предупреждения инфекционных заболеваний; организует работу по охране материнства и детства, улучшению условий труда, быта и отдыха женщин;

2) координирует и контролирует проведение мероприятий по предупреждению, снижению интенсивности и устранению шума в производственных, жилых и общественных помещениях, в городах и других населенных пунктах;

3) осуществляет государственный контроль за соблюдением правил по оздоровлению окружающей среды, санитарной охраны водоемов, почвы и атмосферного воздуха;

4) руководит делом физической культуры и спорта; обеспечивает развитие сети спортивных сооружений и зданий, зон массового отдыха трудящихся.

 

Статья 19. Полномочия в области труда, использования трудовых ресурсов и подготовки кадров, социального обеспечения

 

Краевой, областной Совет народных депутатов:

1) обеспечивает учет и регулирует распределение трудовых ресурсов на территории края, области, принимает меры по их рациональному использованию, а также по развитию системы трудоустройства; организует контроль за соблюдением законодательства о труде, правил охраны труда и техники безопасности, производственной санитарии на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от подчиненности;

2) принимает участие в разработке совместно с министерствами, государственными комитетами и ведомствами планов обеспечения рабочей силой предприятий, объединений и организаций; утверждает планы организованного набора рабочих, переселения, трудоустройства молодежи, оканчивающей средние общеобразовательные школы, с доведением заданий до предприятий, учреждений и организаций независимо от подчиненности, осуществляет контроль за выполнением планов;

3) принимает совместно с органами профсоюзных и других общественных организаций меры по развитию социалистического соревнования на территории края, области;

4) осуществляет руководство подготовкой и повышением квалификации рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях и организациях краевого, областного подчинения, контролирует эту работу на предприятиях, в учреждениях и организациях вышестоящего подчинения;

5) руководит делом социального обеспечения, учреждениями и организациями социального обеспечения краевого, областного подчинения; осуществляет контроль за работой расположенных на территории края, области учреждений и организаций социального обеспечения вышестоящего подчинения;

6) устанавливает персональные пенсии местного значения, возбуждает в порядке, предусмотренном законодательством, ходатайства об установлении персональных пенсий республиканского и союзного значения; образует краевой, областной совет социального обеспечения колхозников и контролирует его деятельность; организует работу по трудовому устройству и материально-бытовому обслуживанию инвалидов и пенсионеров, а также по трудовому устройству членов семей военнослужащих, погибших воинов и партизан; руководит работой органов врачебно-трудовой экспертизы.

 

Статья 20. Полномочия в области обеспечения социалистической законности, охраны государственного и общественного порядка, прав граждан, осуществления народного контроля

 

Краевой, областной Совет народных депутатов:

1) обеспечивает соблюдение законов Союза ССР и союзной республики, других актов вышестоящих органов государственной власти и управления, охрану государственного и общественного порядка, социалистической собственности, прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций; принимает меры по совершенствованию правовой работы, осуществляет руководство этой работой на предприятиях, в учреждениях и организациях краевого, областного подчинения, организует разъяснение законодательства и оказание юридической помощи населению;

2) отменяет в необходимых случаях акты руководителей подчиненных краевому, областному Совету органов управления, предприятий, учреждений и организаций; приостанавливает исполнение противоречащих законодательству актов руководителей предприятий, учреждений и организаций вышестоящего подчинения по вопросам землепользования, водопользования, охраны окружающей среды, строительства, жилищного и коммунального хозяйства, использования трудовых ресурсов, производства товаров народного потребления и местных строительных материалов, охраны и использования памятников истории и культуры, социально-культурного, торгового, бытового и иного обслуживания населения и сообщает об этом соответствующим вышестоящим органам;

3) обеспечивает своевременное и правильное рассмотрение и разрешение предложений, заявлений и жалоб граждан, проверяет состояние этой работы в отделах и управлениях исполнительного комитета краевого, областного Совета, нижестоящих Советах народных депутатов, на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных на территории края, области, заслушивает по этим вопросам отчеты их руководителей;

4) принимает в случаях и в порядке, определяемых законодательством, решения, предусматривающие за их нарушение административную ответственность в установленных пределах;

5) образует краевой, областной комитет народного контроля и изменяет его состав; руководит деятельностью краевого, областного комитета народного контроля, заслушивает отчеты о его работе; отменяет постановления краевого, областного комитета народного контроля в случае несоответствия их законодательству;

6) избирает краевой, областной суд и изменяет его состав; заслушивает отчеты о работе краевого, областного суда; руководит государственным арбитражем и нотариатом; осуществляет общее руководство адвокатурой; содействует органам прокуратуры в их работе;

7) осуществляет руководство подчиненными органами внутренних дел;

8) организует проведение мероприятий, связанных с предупреждением стихийных бедствий и ликвидацией их последствий, привлекает в необходимых случаях к участию в выполнении указанных мероприятий предприятия, учреждения и организации, а также население.

 

Статья 21. Полномочия в области оборонной работы

 

Краевой, областной Совет народных депутатов:

1) обеспечивает исполнение Закона СССР о всеобщей воинской обязанности всеми должностными лицами и гражданами, а также предприятиями, учреждениями и организациями; руководит гражданской обороной на территории края, области;

2) контролирует соблюдение законодательства о льготах и преимуществах, установленных для участников Великой Отечественной войны, граждан, уволенных в запас и демобилизованных из рядов Вооруженных Сил СССР, а также о льготах и пособиях для семей граждан, призванных на действительную военную службу, погибших воинов и партизан;

3) осуществляет мероприятия по обеспечению подготовки резервов для Вооруженных Сил СССР и выполнению других оборонных задач; организует работу по военно-патриотическому воспитанию населения.

 

Статья 22. Полномочия в области организации выборов

 

Краевой, областной Совет народных депутатов обеспечивает на территории края, области осуществление необходимых мероприятий по подготовке и проведению выборов в Верховный Совет СССР, Верховный Совет союзной республики, местные Советы народных депутатов, а также в районные (городские) народные суды.

 

Статья 23. Полномочия в области награждения государственными наградами

 

Краевой, областной Совет народных депутатов рассматривает ходатайства и вносит представления о награждении орденами, медалями СССР, присвоении почетных званий СССР, а также о награждении государственными наградами союзной республики.

Краевой, областной Совет производит по уполномочию Президиума Верховного Совета СССР и от его имени награждение медалями СССР.

 

Статья 24. Другие полномочия краевого, областного Совета

 

Краевой, областной Совет народных депутатов, кроме полномочий, предусмотренных настоящим Законом, осуществляет и другие полномочия в соответствии с законодательством Союза ССР и союзной республики.

 

Глава III. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ СОВЕТОВ НАРОДНЫХ

ДЕПУТАТОВ АВТОНОМНЫХ ОБЛАСТЕЙ И АВТОНОМНЫХ ОКРУГОВ

 

Статья 25. Определение полномочий Советов народных депутатов автономных областей

 

Полномочия Совета народных депутатов автономной области определяются Законом об автономной области и соответствующими актами законодательства Союза ССР и союзной республики. Закон об автономной области принимается Верховным Советом союзной республики по представлению Совета народных депутатов автономной области.

Совет народных депутатов автономной области утверждает текущие и перспективные планы экономического и социального развития и бюджет автономной области, руководит подчиненными ему государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, а также осуществляет другие полномочия, предусмотренные настоящим Законом, если они не отнесены законодательством непосредственно к ведению краевого Совета народных депутатов, а в союзных республиках, не имеющих краевого деления, - высших органов государственной власти и управления союзных республик.

За органами государственной власти и управления автономной области обеспечивается право сношения с органами государственной власти и управления союзной республики как через краевые органы государственной власти и управления, так и непосредственно.

 

Статья 26. Определение полномочий Советов народных депутатов автономных округов

 

Полномочия Совета народных депутатов автономного округа определяются Законом об автономных округах и соответствующими актами законодательства Союза ССР и союзной республики. Закон об автономных округах принимается Верховным Советом союзной республики.

Совет народных депутатов автономного округа утверждает текущие и перспективные планы экономического и социального развития и бюджет автономного округа, руководит подчиненными ему государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, а также осуществляет другие полномочия, предусмотренные настоящим Законом, если они не отнесены законодательством непосредственно к ведению краевого, областного Совета народных депутатов.

 

Глава IV. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КРАЕВЫХ, ОБЛАСТНЫХ СОВЕТОВ

НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ, СОВЕТОВ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ АВТОНОМНЫХ

ОБЛАСТЕЙ И АВТОНОМНЫХ ОКРУГОВ

 

Статья 27. Сессия краевого, областного, окружного Совета

 

Сессии краевого, областного, окружного Совета народных депутатов созываются исполнительным комитетом краевого, областного, окружного Совета в сроки, установленные законодательством союзных республик.

Сессия краевого, областного, окружного Совета может быть также созвана по предложению не менее трети депутатов краевого, областного, окружного Совета.

 

Статья 28. Вопросы, решаемые на сессиях краевого, областного, окружного Совета

 

Краевой, областной, окружной Совет народных депутатов правомочен рассматривать и решать на сессиях любые вопросы, отнесенные к его ведению законодательством Союза ССР и союзной республики.

Исключительно на сессиях решаются следующие вопросы:

1) признание полномочий депутатов; решение вопросов о досрочном прекращении полномочий депутатов в случаях, предусмотренных законодательством;

2) избрание исполнительного комитета краевого, областного, окружного Совета и изменение его состава; образование, избрание постоянных комиссий краевого, областного, окружного Совета и изменение их состава;

3) рассмотрение отчетов о работе исполнительного комитета и постоянных комиссий;

4) заслушивание сообщений депутатов о выполнении ими депутатских обязанностей, решений и поручений Совета и его органов;

5) образование отделов и управлений исполнительного комитета, утверждение и освобождение от должности их руководителей;

6) образование краевого, областного, окружного комитета народного контроля и изменение его состава; заслушивание отчета о работе краевого, областного, окружного комитета народного контроля; отмена постановлений краевого, областного, окружного комитета народного контроля в случае несоответствия их законодательству;

7) образование при исполнительном комитете комиссий, предусмотренных законодательством;

8) избрание краевого, областного суда, суда автономной области, автономного округа и изменение его состава; заслушивание отчета о работе краевого, областного суда, суда автономной области, автономного округа;

9) утверждение текущих и перспективных планов экономического и социального развития, а также бюджета края, области, автономной области, автономного округа;

10) утверждение отчетов о выполнении текущих и перспективных планов экономического и социального развития и исполнении бюджета края, области, автономной области, автономного округа;

11) рассмотрение и утверждение плана мероприятий по выполнению наказов избирателей;

12) рассмотрение запросов депутатов и принятие решений по запросам;

13) отмена решений и распоряжений исполнительного комитета краевого, областного, окружного Совета; отмена решений нижестоящих Советов в случае несоответствия этих решений законодательству.

Законодательством союзных республик могут быть предусмотрены и другие вопросы, решаемые исключительно на сессиях краевых, областных, окружных Советов народных депутатов.

 

Статья 29. Решения краевого, областного, окружного Совета

 

Краевой, областной, окружной Совет народных депутатов принимает решения в пределах полномочий, предоставленных ему законодательством Союза ССР и союзной республики, обеспечивает их исполнение, осуществляет контроль за проведением решений в жизнь. Решения краевого, областного, окружного Совета обязательны для исполнения всеми расположенными на территории Совета предприятиями, учреждениями и организациями, а также должностными лицами и гражданами.

Краевой, областной, окружной Совет и его исполнительный комитет в случае невыполнения их решений руководителями предприятий, учреждений и организаций вышестоящего подчинения входят в соответствующие вышестоящие органы с представлениями о наложении на этих руководителей дисциплинарных взысканий вплоть до освобождения их от занимаемых должностей. Результаты рассмотрения представлений должны быть сообщены краевому, областному, окружному Совету или его исполнительному комитету не позднее чем в месячный срок.

Решение краевого, областного Совета народных депутатов, Совета народных депутатов автономной области в случае несоответствия его закону может быть отменено Президиумом Верховного Совета союзной республики.

Решение Совета народных депутатов автономного округа в случае несоответствия его законодательству может отменяться краевым, областным Советом народных депутатов.

 

Статья 30. Исполнительный комитет краевого, областного, окружного Совета - исполнительный и распорядительный орган Совета

 

Исполнительным и распорядительным органом краевого, областного, окружного Совета народных депутатов является избираемый им из числа депутатов исполнительный комитет.

Исполнительный комитет непосредственно подотчетен как Совету, его избравшему, так и вышестоящему исполнительному и распорядительному органу.

Исполнительный комитет не реже одного раза в год отчитывается перед краевым, областным, окружным Советом, а также на собраниях трудовых коллективов и по месту жительства граждан.

 

Статья 31. Основные полномочия исполнительного комитета краевого, областного, окружного Совета

 

Исполнительный комитет краевого, областного, окружного Совета народных депутатов руководит государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством на территории соответствующего Совета на основе решений избравшего его Совета и вышестоящих органов государственной власти и управления.

Исполнительный комитет вправе решать все вопросы, отнесенные к ведению Совета, за исключением тех, которые должны решаться только на сессиях Совета.

Исполнительный комитет созывает сессии Совета и обеспечивает их подготовку; координирует работу постоянных комиссий Совета; оказывает депутатам содействие в осуществлении их полномочий; разрабатывает и вносит в краевой, областной, окружной Совет текущие и перспективные планы экономического и социального развития, а также бюджет края, области, автономной области, автономного округа; принимает меры по осуществлению планов и бюджета; представляет краевому, областному, окружному Совету отчеты о выполнении планов и исполнении бюджета; организует выполнение решений Совета и вышестоящих государственных органов, наказов избирателей и информирует депутатов и население об их реализации.

 

Статья 32. Осуществление исполнительным комитетом краевого, областного, окружного Совета руководства отделами и управлениями. Взаимоотношения с предприятиями, учреждениями и организациями

 

Исполнительный комитет краевого, областного, окружного Совета народных депутатов руководит отделами и управлениями исполнительного комитета, предприятиями, учреждениями и организациями краевого, областного, окружного подчинения; в период между сессиями Совета с последующим представлением на его утверждение на очередной сессии назначает исполняющими обязанности и освобождает от исполнения обязанностей руководителей отделов и управлений исполнительного комитета (по согласованию с соответствующим вышестоящим органом государственного управления); назначает и освобождает от должности иных руководящих работников отделов и управлений исполнительного комитета, руководителей предприятий, учреждений и организаций краевого, областного, окружного подчинения (согласно перечню должностей, утверждаемому исполнительным комитетом краевого, областного, окружного Совета по согласованию с вышестоящим органом государственного управления).

Назначение и освобождение от должности руководителей предприятий, учреждений и организаций вышестоящего подчинения, расположенных на территории края, области, автономной области, автономного округа и имеющих важное значение для обслуживания населения, производится только по согласованию с исполнительным комитетом краевого, областного, окружного Совета народных депутатов. Перечень таких предприятий, учреждений и организаций устанавливается исполнительным комитетом соответствующего Совета по согласованию с органами, в ведении которых находятся эти предприятия, учреждения и организации.

Исполнительный комитет краевого, областного, окружного Совета может принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к ведению его отделов и управлений.

 

Статья 33. Президиум исполнительного комитета краевого, областного Совета

 

Для оперативного решения текущих вопросов управления хозяйственным и социально-культурным строительством с разрешения Президиума Верховного Совета союзной республики в краях и областях, имеющих население более полутора миллионов человек, может быть образован президиум исполнительного комитета краевого, областного Совета народных депутатов.

Президиум исполнительного комитета Совета образуется в составе председателя, заместителей председателя и секретаря исполнительного комитета. Решения, принятые президиумом, докладываются исполнительному комитету краевого, областного Совета.

 

Статья 34. Решения и распоряжения исполнительного комитета краевого, областного, окружного Совета

 

Исполнительный комитет краевого, областного, окружного Совета народных депутатов в пределах своей компетенции принимает решения и издает распоряжения.

Исполнительный комитет краевого, областного, окружного Совета имеет право отменять решения и распоряжения исполнительных комитетов нижестоящих Советов народных депутатов.

Решения и распоряжения исполнительного комитета краевого, областного Совета народных депутатов, Совета народных депутатов автономной области имеет право отменять соответственно краевой, областной Совет, Совет народных депутатов автономной области, а также в пределах своей компетенции Совет Министров союзной республики.

Решения и распоряжения исполнительного комитета Совета народных депутатов автономного округа имеет право отменять Совет народных депутатов автономного округа, а также исполнительный комитет краевого, областного Совета народных депутатов.

 

Статья 35. Постоянные комиссии краевого, областного, окружного Совета

 

Краевой, областной, окружной Совет народных депутатов избирает из числа депутатов постоянные комиссии для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Совета, а также для содействия проведению в жизнь решений Совета и вышестоящих государственных органов, контроля за деятельностью государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.

Постоянные комиссии ответственны перед избравшим их Советом и ему подотчетны.

Рекомендации постоянных комиссий Совета подлежат обязательному рассмотрению соответствующими государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями и организациями. О результатах рассмотрения или о принятых мерах должно быть сообщено комиссиям не более чем в месячный срок либо в иной срок, установленный комиссиями.

 

Статья 36. Отделы и управления исполнительного комитета краевого, областного, окружного Совета

 

Отделы и управления исполнительного комитета краевого, областного, окружного Совета народных депутатов образуются краевым, областным, окружным Советом и подчиняются в своей деятельности как Совету и его исполнительному комитету, так и соответствующему вышестоящему органу государственного управления.

Перечень отделов и управлений исполнительного комитета и порядок их образования устанавливаются законодательством Союза ССР и союзных республик.

Отделы и управления исполнительного комитета состоят на бюджете или на хозяйственном расчете.

Положения об отделах и управлениях исполнительного комитета краевого, областного, окружного Совета утверждаются Советами Министров союзных республик.

 

Председатель Президиума

Верховного Совета СССР

Л.БРЕЖНЕВ

 

Секретарь Президиума

Верховного Совета СССР

М.ГЕОРГАДЗЕ

Москва, Кремль

25 июня 1980 года

N 2351-X

 

 

 


 
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010.
Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы.

При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка на Tehnorma.RU обязательна.


Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием.
 
Яндекс цитирования