МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ
НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

СОЮЗДОРНИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО УКЛАДКЕ И УПЛОТНЕНИЮ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ СМЕСЕЙ
РАЗЛИЧНОГО ТИПА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВЫСОКОПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ
АСФАЛЬТОУКЛАДЧИКОВ И КАТКОВ

Утверждены директором Союздорнии
канд. техн. наук Э.М. Добровым

Одобрены
Главным техническим управлением
Минтрансстроя
(решение ГТУ № 379-4Д от 10.05.83)

 

Москва 1984

СОДЕРЖАНИЕ

Даны рекомендации по режимам работы высокопроизводительных широкозахватных асфальтоукладчиков, обеспечивающих максимальное уплотнение конструктивных слоев из асфальтобетонных смесей различного типа гранулометрии. В зависимости от степени уплотнения слоя рабочими органами асфальтоукладчика приведена технология уплотнения слоев катками, даны рекомендации по составу отрядов катков и режимам их работы.

Асфальтобетонные смеси различного типа гранулометрии рекомендуется приготавливать на асфальтобетонных заводах общей производительностью не менее 200 т/ч, транспортировать только большегрузными автомобилями-самосвалами.

Внедрение технологии строительства покрытий широкозахватными высокопроизводительными асфальтоукладчиками и катками позволяет повысить темпы строительства, снизить трудозатраты и одновременно повысить качество работ.

Табл. 2.

Предисловие

В последние годы в практике дорожного строительства наметилась четкая тенденция к устройству асфальтобетонных покрытий высокими темпами с перенесением основного удельного веса уплотнения смесей на рабочие органы асфальтоукладчика - трамбующий брус и виброплиту.

Повышение степени предварительного уплотнения смеси и увеличение ширины укладки асфальтоукладчиком приводят к уменьшению или ликвидации продольных швов, что позволяет значительно повысить продольную и поперечную ровность покрытия.

В настоящих "Методических рекомендациях по укладке и уплотнению асфальтобетонных смесей различного типа при использовании высокопроизводительных асфальтоукладчиков и катков" изложены особенности технологии укладки и уплотнения асфальтобетонных смесей различного типа гранулометрии широкозахватными высокопроизводительными асфальтоукладчиками и катками, даны рекомендации по выбору соответствующего отряда машин при устройстве конструктивных слоев из асфальтобетона и методика определения степени предварительного уплотнения смесей рабочими органами асфальтоукладчика.

"Методические рекомендации" составлены на основе научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ, выполненных Союздорнии в 1979 - 1982 гг.

"Методические рекомендации" разработали кандидаты технических наук Б.С. Барышев, Б.М. Слепая, М.А. Либерман, инженеры Л.М. Кириллова, Э.Б. Островский.

1. Общие положения

1.1. Технология строительства асфальтобетонных покрытий широкозахватными высокопроизводительными асфальтоукладчиками с активными уплотняющими рабочими органами является наиболее прогрессивной и позволяет одновременно со снижением трудозатрат улучшить основные транспортно-эксплуатационные параметры асфальтобетонного покрытия (ровность, однородность, прочность покрытия).

1.2. Работы, связанные с приготовлением, транспортированием и укладкой асфальтобетонных смесей в покрытие и основание дорожной одежды, следует проводить в соответствии со СНиП III-40-79 и "Руководством по строительству асфальтобетонных покрытий" (М., Транспорт, 1978), с учетом особенностей скоростного строительства покрытий.

1.3. Для обеспечения эффективной работы асфальтоукладчиков производительность асфальтобетонного завода должна соответствовать сменному темпу укладки и составлять не менее 200 т/ч; целесообразно применять асфальтосмесители с накопительными бункерами, объемом не менее часовой производительности выпуска продукции АБЗ.

1.4. Транспортирование смесей с АБЗ к асфальтоукладчику следует осуществлять большегрузными автомобилями-самосвалами грузоподъемностью 7 - 12 т (МАЗ-503А, КамАЗ-5510, КрАЗ-256Б).

1.5. При высоких темпах устройства асфальтобетонных покрытий и верхнего слоя основания дорожной одежды, если позволяют технические возможности асфальтоукладчика, смеси следует укладывать на всю ширину полосы (II и III категории автомобильных дорог). При укладке смеси сопряженными полосами двумя укладчиками технологический разрыв между ними должен составлять 30 м.

1.6. Отряды катков следует комплектовать в зависимости от типа гранулометрии укладываемой асфальтобетонной смеси, степени уплотнения смеси рабочими органами асфальтоукладчика и с учетом имеющегося состава парка катков.

1.7. На завершающей стадии уплотнения конструктивных слоев покрытия, уложенных из асфальтобетонных смесей всех типов гранулометрии, следует применять трехосный гладковальцовый каток массой 11 - 18 т (ДУ-48А, ДУ-48Б).

2. Устройство верхнего слоя основания дорожной одежды и нижнего слоя покрытия из крупнозернистых асфальтобетонных смесей

2.1. При устройстве верхнего слоя основания дорожной одежды и нижнего слоя покрытия из крупнозернистых асфальтобетонных смесей скорость перемещения асфальтоукладчика должна составлять 2 - 3 м/мин; уплотняющие рабочие органы асфальтоукладчика должны иметь следующие режимы работ: частоту вращения валов трамбующего бруса 1000 - 1500 об/мин. и вибраторов виброплиты - 2500-3000 об/мин.

2.2. Состав отряда катков следует подбирать исходя из существующего на данном объекте парка машин, руководствуясь табл. 1 настоящих "Методических рекомендаций".

2.3. Для производства работ в условиях пониженных температур воздуха целесообразно укладывать смеси при скорости перемещения асфальтоукладчика 1 м/мин. При этом можно достичь уплотнения слоя до значения 0,98, что позволит исключить процесс уплотнения катками.

Таблица 1

Коэффициент уплотнения смеси рабочими органами асфальтоукладчика

Тип катка

Режим работы катка

Скорость км/ч

Число проходов по одному следу

0,97-0,95

Самоходный на пневматических шинах массой 18 т (ДУ-31А)

10

2-3

и гладковальцовый трехосный массой 11-18 т (ДУ-49А)

5

2-4

Гладковальцовый трехосный массой 11-18 т (ДУ-49А)

5

4-6

0,95-0,98

Самоходный на пневматических шинах массой 16 т (ДУ-31А5)

10

3-4

и гладковальцовый трехосный массой 11-18 т (ДУ-49А)

5

3-4

Гладковальцовый трехосный массой 11-18 т (ДУ-49А)

5

8-10

0,93.-0,9

Самоходный на пневматических шинах массой 16 т (ДУ-31А)

10

4-6

и гладковальцовый трехосный массой 11-18 т (ДУ-49А)

5

4-6

Гладковальцовый массой 9-13 т (ДУ-8В, ДУ-48А, ДУ48Б)

4-5

4-6

и гладковальцовый трехосный массой 11-18 т (ДУ-49А)

5

4-6

Гладковальцовый. трехосный массой 11-18 т (ДУ-49А)

5

10-12

2.4. При укатке смеси рабочими органами асфальтоукладчика до коэффициента уплотнения 0,9 и более в состав отряда вводятся катки двух типоразмеров: средний гладковальцовый массой 9 - 13 и (или самоходный на пневматических шинах) и гладковальцовый тяжелый массой 11 - 18 т (марки ДУ-49А).

Допускается уплотнять смеси одним тяжелым гладковальцовым катком при увеличенном числе проходов в соответствии с требованиями табл. 1.

3. Устройство верхнего слоя асфальтобетонных покрытий из плотных смесей

3.1. Для устройства верхнего слоя дорожных покрытий применяют асфальтобетонные смеси всех типов, предусмотренных ГОСТ 9128-84.

3.2. Смеси всех типов, установленных ГОСТ 9128-84, укладывают при следующем режиме работы рабочих органов асфальтоукладчика: частота вращения вала трамбующего бруса 1000 - 1400 об/мин, вала вибраторов виброплиты - 2500 - 3000 об/мин.

3.3. Смеси типов А и Б с содержанием щебня не менее 40 % следует укладывать при скорости перемещения асфальтоукладчика не более 2 - 3 м/мин; при этом следует соблюдать следующие режимы работы рабочих органов: частота вращения вала, трамбующего бруса 1000 - 1400 об/мин, частота вращения вала вибраторов виброплиты 2500 - 3000 об/мин.

3.4. Асфальтобетонные смеси типов А и Б с содержанием щебня не менее 40 %, уложенные при скорости перемещения асфальтоукладчика 1 м/мин и частоте вращения валов трамбующего бруса и вибраторов виброплиты; соответственно 1200 - 1500 и 3000 об/мин, могут иметь коэффициент уплотнения до 0,99 и не требуют уплотнения катками.

Таблица 2

Коэффициент уплотнения смеси рабочими органами асфальтоукладчика

Тип катка

Режим работы катка

Число проходов по одному следу

Скорость, км/ч

Асфальтобетонная смесь типов А, Б (40-50 % щебня)

0,97-0,96

Гладковальцовый массой 11-18 т (ДУ-47А)

8-10

5

0,96-0,94

Вибрационный массой 6-8 т (ДУ-47А, ДУ-47Б)

3-4

До 3

и гладко вальцовый массой 11-18 т (ДУ-49А)

2-4

5

На пневматических шинах массой 16 т (ДУ-31А)

4

До 10

и гладковальцовый массой 11-18 т (ДУ-49А)

2

5

0,94-0,92

Вибрационный массой 6-8 т (ДУ-47А, ДУ-47Б)

4-5

3

и гладковальцовый массой 11-18 т

4

5

На пневматических шинах массой 16 т (ДУ-31А)

4-6

До 10

и гладковальцовый массой 11-18 т (ДУ-49А)

2-4

5

Гладковальцовый массой 10-13 т (ДУ-813, ДУ-48А, ДУ-48Б)

4-6

4-5

и гладковальцовый массой 11-18 т

6-8

5

0,92-0,89

Вибрационный массой 6-8 т (ДУ-47А, ДУ-47Б)

5-6

3

и гладковальцовый массой 11-18 т (ДУ-49А)

4

5

На пневматических шинах массой, 13 т (ДУ-31)

6

10

и гладковальцовый массой 11-18 т (ДУ-49А)

4

5

Гладковальцовый массой 10-13 т (ДУ-48А, ДУ-48Б, ДУ-8В)

6

4

и гладковальцовый массой 11-18 т (ДУ-49А)

6

5

Асфальтобетонная смесь типа Б (35-40 % щебня) и типа В

0,92-0,87

Вибрационный массой 6-8 т (ДУ-47А, ДУ-47Б)

4-6

До 2

и гладковальцовый массой 11-18 т (ДУ-49А)

4

5

На пневматических шинах массой 16 т (ДУ-31А)

6-8

10

и гладковальцовый массой 11-18 т (ДУ-49А)

4

5

Гладковальцовый массой 10-13 т (ДУ-8В, ДУ-48А)

6-8

4

и гладковальцовый массой 11-18 т (ДУ-49А)

6 (4)

5

0,83-0,87

Гладковальцовый массой 6-8 т (ДУ-50)

2-3

3

гладковальцовый массой 10-13 т (ДУ-8В, ДУ-48А)

8-10

4-5

и гладковальцовый массой 11-18 т (ДУ-49А)

6 (4)

5

Гладковальцовый массой 6-8 т (ДУ-50)

2-3

5

На пневматических шинах массой 16 т (ДУ-31А)

4-6

10

и гладковальцовый массой 11-18 т (ДУ-49А)

2-4

5

Асфальтобетонная смесь типов Г и Д

0,82-0,84

Гладковальцовый массой 6-8 т (ДУ-50)

2-3

3

На пневматических шинах массой 16 т (ДУ-31А)

6-8

10

и гладковальцовый массой 11-18 т (ДУ-49А)

4

5

Гладковальцовый массой 6-8 т (ДУ-50)

2-3

3-4

гладковальцовый массой 10-13 т (ДУ-8В, ДУ-48А)

10

4-5

и гладковальцовый массой 11-18 т (ДУ-49А)

4-6

5

0,82-0,80

Гладковальцовый массой 6-8 т (ДУ-50)

2-3

3-4

на пневматических шинах массой 16 т (ДУ-31А)

8-10

5

и гладковальцовый массой 11-18 т (ДУ-49А)

4-6

5

3.5. Смеси типов В и Б с содержанием щебня до 40 % допускается укладывать при скорости перемещения асфальтоукладчика до 4 м/мин. Если коэффициент уплотнения смеси после прохода асфальтоукладчика не превышает 0,85, скорость перемещения укладчика следует уменьшить до 2 - 3 м/мин.

3.6. Смеси типов Г и Д допускается укладывать при скорости перемещения асфальтоукладчика до 5 м/мин.

3.7. При укатке смесей, имеющих коэффициент уплотнения после прохода асфальтоукладчика не ниже 0,87, в отряд катков не включают легкий каток массой 6 - 8 т.

3.8. При уплотнении смесей, имеющих коэффициент уплотнения после прохода асфальтоукладчика ниже 0,87, при наличии в парке вибрационных катков массой 6 - 8 т уплотнение следует начинать катком с выключенными вибраторами (вместо применения статического легкого катка).

3.9. Для уплотнения верхнего слоя покрытия из асфальтобетонных смесей типов А, Б, В, имеющих коэффициент уплотнения после прохода асфальтоукладчика 0,9 - 0,94, следует в отряд катков включать вибрационные катки массой 6 - 8 т, либо катки на пневматических шинах массой 16 т, либо гладковальцовые катки массой 10 - 13 т. Во всех случаях обязательно наличие в отряде катка гладковальцового трехосного массой 11 - 18 т.

3.10. Уплотнение песчаных асфальтобетонных смесей типов Г, Д и малощебенистых типа В с коэффициентом уплотнения после прохода асфальтоукладчика менее 0,9 следует начинать гладковальцовым катком массой 6 - 8 т, при этом рабочая скорость движения катка в начале укатки должна составлять 3 км/ч.

3.11. Для уплотнения смесей типов А, Б и В ведущим катком в отряд целесообразно включать каток двухвальцовый вибрационный массой 6 - 8 т (ДУ-47А, ДУ-47Б). При отсутствии такого катка его можно заменить катком на пневматических шинах массой 16 т (ДУ-31А) или катками статическими гладковальцовыми массой 9 - 13 т (ДУ-8В, ДУ-48А, ДУ-48Б).

3.12. Уплотнение смесей типов Г, Д и В при коэффициенте их уплотнения рабочими органами асфальтоукладчика менее 0,87 следует начинать катком вибрационным массой 6 - 8 т (ДУ-47А, ДУ-47Б) с выключенным вибратором либо гладковальцовым статическим массой 6-8 т (ДУ-50).

3.13. Состав отрядов катков в зависимости от типа уплотняемой смеси и коэффициента уплотнения после прохода асфальтоукладчика, а также режимы их работы следует назначать согласно табл. 2.

4. Контроль качества работ

4.1. Контроль качества работ следует осуществлять в соответствии с требованиями п. 6.7 "Руководства по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий" (М.: Транспорт, 1978) и настоящих "Методических рекомендаций".

4.2. Перед началом работ по устройству покрытия и основания дорожной одежды из асфальтобетонных смесей следует проверить режимы работ широкозахватных высокопроизводительных машин и установить требуемые скорости, укладки и частоты колебания трамбующего бруса асфальтоукладчика.

4.3. В процессе работы асфальтоукладчика в заданном режиме следует определить коэффициент уплотнения слоя для уточнения состава отряда катков и режимов работы асфальтоукладчика и катков.

4.4. Степень уплотнения асфальтобетонных смесей рабочими органами асфальтоукладчика определяют по результатам испытаний образцов, отобранных из укладываемого слоя непосредственно после укладки его асфальтоукладчиком, работающим в заданном режиме. Для этого перед проходом асфальтоукладчика на нижний слой уложенного покрытия (или основания дорожной одежды) укладывают металлическую пластинку площадью 200×150 мм и толщиной 1,5 мм. Место расположения пластины фиксируют металлической проволокой, прикрепленной к краю пластины. После прохода асфальтоукладчика пластину со смесью извлекают. Образец снимают с пластины не ранее чем через 2 ч, затем стандартным методом определяют коэффициент уплотнения.

4.5. Для рационального подбора состава отряда катков следует определять степень предварительного уплотнения смеси рабочими органами асфальтоукладчика в соответствии с методикой, изложенной в п. 4.4 настоящих "Методических рекомендаций".

5. Техника безопасности

При строительстве покрытий и оснований дорожной одежды из асфальтобетонных смесей комплектом высокопроизводительных широкозахватных асфальтоукладчиков и катков следует руководствоваться "Правилами техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог" (М.: Транспорт, 1978), р.8 "Руководства по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий" (М.: Транспорт, 1978) и СНиП III-4-80.

 


 
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010.
Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы.

При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка на Tehnorma.RU обязательна.


Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием.
 
Яндекс цитирования