Изменение № 1 ГОСТ Р 51616-2000 Автомобильные транспортные средства. Шум внутренний. Допустимые уровни и методы испытаний

Утверждено и введено в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 06.04.2009 № 122-ст

Дата введения 2009-09-01

Раздел 1. Первый абзац. Заменить слова: «в том числе с электродвигателем,» на «по ГОСТ Р 52051, кроме транспортных средств, конструкция крыши и/или остекления которых не предусматривает полной изоляции кабины (салона) от окружающей среды»;

знак сноски* и сноску исключить;

третий абзац исключить.

Раздел 2. Исключить ссылки на ГОСТ 12.1.026-80, ГОСТ 27815-88 и их наименования;

ссылку на ГОСТ 17187-81 дополнить знаком сноски* и сноской:

«* С 1 декабря 2009 г. на территории Российской Федерации вводится в действие ГОСТ Р 53188.1-2008 (МЭК 61672-1:2002) Шумомеры. Часть 1. Технические требования»;

дополнить ссылкой: «ГОСТ Р 52051-2003 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения».

Раздел 3 дополнить термином - 3.6:

«3.6 удельная мощность на единицу массы: Максимальная мощность двигателя, приведенная к единице полной массы транспортного средства в кВт/т».

Пункт 4.2. Первый абзац. Заменить слово: «децибелах» на «децибелах, скорректированных по шкале А (дБА) по ГОСТ 17187»;

таблицу 1 изложить в новой редакции:

Таблица 1 - Допустимые уровни внутреннего шума автотранспортных средств

Автотранспортное средство

Допустимые уровни звука, дБА

до 01.01.2014

после 01.01.2014

Автомобили и автобусы для перевозки пассажиров

 

 

Категория М1

78

77

Категория М1 (вагонная или полукапотная компоновка кузова)

80

79

Категория М2, М3:

 

 

на рабочем месте водителя

78

77

в пассажирском помещении автобусов классов В, II и III

80

79

в пассажирском помещении автобусов классов А и I

82

81

Категории М2, М3 с расположением двигателя спереди или в зоне рабочего места водителя, в том числе вахтовые и другие специальные автобусы, изготовленные на шасси грузовых автомобилей

80

79

Автомобили для перевозки грузов

 

 

Категория N1 полной массой до 2 т

80

79

Категория N1 полной массой от 2 до 3,5 т

82

81

Категории N2, N3

82

81

Категории N2, N3 (седельные тягачи, грузовые

 

 

автомобили (при наличии спального места)

80

78

Полуприцепы, предназначенные для перевозки пассажиров

80

79

Троллейбусы

 

 

на рабочем месте водителя

78

77

в пассажирском помещении

82

81

Транспортные средства с пневматическим приводом управления тормозными системами при истечении воздуха из пневмоаппаратов в кабину (пассажирское помещение) после их срабатывания

70

Примечания

1 Для автотранспортных средств повышенной проходимости категории M1G по ГОСТ Р 52051 допускается превышение допустимых уровней звука не более чем на 2 дБА.

2 Для полноприводных автотранспортных средств повышенной проходимости категорий M2G, M3G, N1G, N2G, N3G по ГОСТ Р 52051 допускается с 01.01.2014 превышение допустимых уровней звука не более чем на 1 дБА

3 Для автотранспортных средств категории М1 полной массой до 2 т с удельной мощностью на единицу массы более 75 на режиме разгона допускается превышение допустимых уровней звука не более чем на 4 дБА. Для автотранспортных средств категории М1 с удельной мощностью на единицу массы более 125 допустимые уровни звука устанавливаются только для испытательного режима движения на постоянной скорости.

В случае если значения уровней звука, измеренные на режиме разгона, превышают допустимые значения, приведенные в таблице, они должны быть указаны в эксплуатационной документации, прикладываемой к автомобилю (например в «Руководстве по эксплуатации»).

4 Автотранспортные средства, приведенные в примечании 3, не могут использоваться для общественного пользования (например такси), что также указывается в сопроводительной документации на автомобиль, представляемой покупателю (например в «Руководстве по эксплуатации»).

5 Для автотранспортных средств специального назначения (автомобиль-дом, бронированное транспортное средство, автомобиль для ритуальных услуг, транспортное средство медицинской помощи и др.) категорий МС и NC, уровень звука не должен превышать допустимых уровней, установленных для базового транспортного средства.

6 Для автотранспортных средств специального назначения (бронированное транспортное средство, автомобиль для ритуальных услуг и др.) категорий NC, изготовляемых на базе категории N, уровень звука не должен превышать 80дБА, а с 01.01.2014 - 79 дБА.

7 При проведении инспекционных испытаний сертифицированного типа автотранспортного средства допускается превышение допустимых уровней звука не более чем на 1 дБА.

Пункт 5.2.2 изложить в новой редакции:

«5.2.2 Акустическую калибровку шумомера проводят до и после проведения каждой серии измерений с применением стандартного источника звука с погрешностью ± 0,3 дБА. Если результаты калибровки до и после испытаний отличаются более чем на 0,5 дБА, то испытание считают недействительным».

Пункт 5.3.7 дополнить абзацем:

«Если транспортное средство оборудовано одним или несколькими вентиляторами, которые имеют систему автоматического включения, то во время измерений эта система не должна подвергаться каким-либо дополнительным воздействиям».

Пункты 5.3.8, 5.3.9 изложить в новой редакции:

«5.3.8 Испытания проводят на прямом сухом участке дороги с покрытием из асфальтобетона в хорошем техническом состоянии. Продольный и поперечный уклоны измеряемого участка не должны превышать 1 %. Шероховатость в зоне качения колес должна находиться в пределах 0,3 - 1,0 мм. Шероховатость измеряют по [1] и [2]. Проверка участка на соответствие требованиям шероховатости проводят не менее одного раза в год. Число точек измерений - не менее одной на 100 м.

На расстоянии 20 м от продольной оси измерительного участка не должны находиться крупные звукоотражающие объекты (заборы, камни, мосты или здания).

5.3.9 Уровень фонового шума в пассажирском помещении (кабине водителя) должен быть на 15 дБА ниже уровня звука при испытаниях. Фоновый шум измеряют внутри пассажирского помещения (кабины водителя) при остановленном транспортном средстве при всех выключенных системах и устройствах, являющихся источниками шума».

Пункт 5.3.11. Заменить ссылки: «5.5.1 и 5.5.2» на «5.5, 5.6, 5.8 и 5.9»;

дополнить словами: «если это возможно. Если отсутствует возможность выключения этих систем, они должны работать в режиме наименьшей производительности».

Пункт 5.4.2 изложить в новой редакции:

«5.4.2 Расстояние от микрофона до стенок кабины или оператора, проводящего измерения, должно быть не менее 0,15 м. Допускается несоблюдение этого условия в отношении расстояния до крыши кабины. Если при измерении в автотранспортном средстве находится второй испытатель, расстояние от него до микрофона должно быть не менее 1 м».

Подпункты 5.5.2.1 - 5.5.2.4. Заменить значение: 90 % на 90 %1) (8 раз);

дополнить сноской:

«1) В случае, если частота вращения коленчатого вала двигателя при максимальной мощности превышает 6000 мин-1, применяют разгон до частоты вращения, соответствующей 80 % частоты вращения, при которой заявлена максимальная мощность двигателя».

Подпункт 5.5.2.1. Последний абзац. Заменить обозначение: N3 на «М2, М3, N2 и N3».

Подпункт 5.5.2.2 дополнить абзацами:

«Автотранспортные средства, оборудованные автоматической коробкой передач с возможностью принудительного выбора передачи, испытывают только в режиме принудительного включения передач. Данный метод применяют в случае возможности получения движения на заданной передаче.

В коробке передач должна быть включена наиболее высокая передача (не ниже второй, если коробка передач имеет четыре передачи, и не ниже третьей, если - пять и более передач), обеспечивающая движение АТС со скоростью, не превышающей 120 км/ч при частоте вращения коленчатого вала, равной 90 %1) режима максимальной мощности. Полученная скорость принимается за конечную скорость разгона (Vк).

Если на автотранспортном средстве категорий М2, М3, N2, N3 установлен ограничитель скорости, не позволяющий на высшей передаче развить скорость, соответствующую 90 %1) режима максимальной мощности, то необходимо переходить на более низшую передачу и осуществлять разгон с 45 % до 90 %1) режима максимальной мощности.

Автотранспортные средства, оборудованные автоматической коробкой передач, не обладающей возможностью принудительного выбора передачи, испытываются в режиме автоматического включения передач. В процессе испытаний в конце разгона необходимо получить наибольшие величины скорости и частоты вращения коленчатого вала. Измерение проводят, начиная со скорости (V0), соответствующей (45 ± 5) % режима максимальной мощности двигателя. При этом скорость автотранспортного средства (V0) должна быть не более 60 км/ч. Включение понижающей передачи в процессе разгона должно быть исключено.

Если в коробке передач происходит переключение на более высшую передачу раньше, чем будет достигнута скорость, соответствующая 90 %1) режима максимальной мощности или 120 км/ч, то за скорость окончания разгона (Vк) принимают скорость на 5 % ниже от режима, на котором происходит переключение передач.

Если на автотранспортном средстве категорий М2, М3, N2, N3 установлен ограничитель скорости, не позволяющий развить скорость, соответствующую 90 %1) режима максимальной мощности, то необходимо заканчивать разгон на скорости на 5 % ниже скорости срабатывания ограничителя».

Подпункт 5.6.2 после слов «между значениями скоростей» изложить в новой редакции: «В каждой точке измерения по 5.4 и на каждом скоростном режиме регистрируют среднее значение показаний уровней звука шумомера в интервале времени продолжительностью не менее 5 с».

Раздел 5 дополнить пунктами - 5.7а, 5.7б:

«5.7а Измерение шума при работе двигателя на режиме холостого хода

Измерение осуществляют на неподвижном автотранспортном средстве.

Измерение проводят при работе двигателя на холостом ходу с минимальной частоты холостого хода до частоты равной:

75 % от частоты вращения на режиме максимальной мощности при ее величине менее 5000 мин-1;

3750 мин-1 - при величине частоты вращения на режиме максимальной мощности от 5000 до 7500 мин-1;

50 % от частоты вращения на режиме максимальной мощности при величине от 7500 мин-1.

Если транспортное средство не может достичь указанных выше частот вращения коленчатого вала двигателя, то скорость вращения должна быть на 5 % меньше максимально возможной для данного испытания.

Уровень звука измеряют в течение всего периода ускорения двигателя, причем результатом измерения считают значение, соответствующее максимальному показанию шумомера.

5.7б Измерение шума истечения воздуха из пневмоаппаратов в кабину (пассажирское помещение) после их срабатывания

При измерении шума, возникающего при истечении воздуха из пневмоаппаратов после их срабатывания, регистрируют наивысший уровень звука в дБА Шум, производимый при открытии регулятора давления, измеряют в режиме работы двигателя на минимальном холостом ходу. Шум, производимый при выпуске воздуха из систем тормозов, регистрируют в ходе включения рабочего и стояночного тормозов. Перед каждым измерением воздушный компрессор должен обеспечить максимально допустимое рабочее давление, после чего двигатель выключается».

Подпункт 5.8.1. Заменить ссылку: 5.5 на «5.5, 5.7а и 5.7б».

Пункт 5.9 изложить в новой редакции:

«5.9 При измерениях согласно 5.5-5.7б в каждой точке расположения микрофона проводят не менее трех измерений. За результат измерения в каждой точке принимают среднеарифметическое значение, округленное до целого числа. Если разность наибольшего и наименьшего значений уровня звука превышает 2 дБА проводят повторное испытание. За окончательный результат уровня звука в пассажирском помещении принимают максимальное значение. Результаты испытаний, полученные по 5.5, 5.6 и 5.7б, сравнивают с уровнями звука, приведенными в таблице 1».

Приложение В перед словом «Заключение» дополнить абзацами:

«Уровни звука, измеренные на неподвижном АТС при работе двигателя с ____ мин-1 до ______ мин-1, дБА ________________________.

Уровни звука, измеренные на неподвижном АТС при истечении воздуха из пневмоаппаратов после их срабатывания, дБА ______________________.

Допустимые уровни звука, дБА ________________________________».

Приложение Д. Библиографию изложить в новой редакции:

«Библиография

[1] ISO 10844:1994

Акустика. Требования к испытательным путям для измерения уровня шума, производимого дорожным транспортом

[2] ASTM E 965-96 (2006)

Standart Test Method for Measuring Pavement Macrotexture Depth Using a Volumetric Technique».

(ИУС № 6 2009 г.)

 


 
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010.
Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы.

При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка на Tehnorma.RU обязательна.


Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием.
 
Яндекс цитирования