НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ РСФСР

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 марта 1919 года

 

ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ

О СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВЕ <1>

 

--------------------------------

<1> Издана на основании ст. 20 "Положения о Социалистическом Землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию" (Собр. Узак., 1919, N 4, ст. 43).

 

Глава I. Общие положения

 

1. Настоящей Инструкцией определяется порядок производства следующих действий, предусмотренных Положением о Социалистическом Землеустройстве:

а) отвод земель волостям;

б) разверстание земель волостного отвода и выдел земель внутри его Советским хозяйствам, сельскохозяйственным коммунам и товариществам, обществам и прочим с.-х. объединениям как наличным, так и вновь возникающим;

в) отвод земель учреждениям, организациям и предприятиям;

г) отвод усадебных земель в сельских местностях;

д) отвод земель городам и другим поселениям городского типа;

е) установление губернских и уездных границ для надобностей землеустройства;

ж) расселение.

2. Земельные Отделы приступают к землеустроительным действиям, в частности к отводу земель, либо самостоятельно по особым постановлениям, либо по ходатайствам о том заинтересованных учреждений, организаций и предприятий, а также обществ, товариществ и прочих объединений.

3. Землеустроительные действия, производящиеся по частной инициативе, прекращаются, если сторона, по ходатайству которой исполняются эти действия, заявит об отказе от означенного ходатайства и если таковой отказ поступит до утверждения Земельным Отделом проекта землеустройства.

4. Перечисленные в ст. 1 землеустроительные действия производятся как по добровольному соглашению заинтересованных сторон, так и в обязательном порядке. Земельные Отделы обязаны стремиться в течение всего производства дела к достижению соглашения между всеми заинтересованными в землеустройстве сторонами. Если такое соглашение не представится возможным установить, то возникшее дело подлежит разрешению Земельных Отделов в порядке, указанном в подлежащих частях настоящей Инструкции.

5. Всякое землеустройство должно удовлетворять требованиям техники поземельного устройства, изложенным в особых правилах. Соответственно этому добровольные соглашения сторон не должны противоречить означенным техническим требованиям.

6. Земли, предоставляемые участвующим в землеустройстве сторонам, отводятся им в размерах, точно соответствующих правам их на таковой отвод, причем в подлежащих случаях допускается зачет лучших земель за худшие одного и того же рода угодий в соответственно уменьшенном размере; зачет же одних угодий за угодья другого рода допускается лишь при условии невозможности без такового зачета исполнить данное землеустроительное действие с соблюдением требований техники поземельного устройства. Если при землеустройстве с зачетом одних угодий за угодья другого рода коренным образом нарушается существующая система хозяйства, то заинтересованной стороне Земельные Отделы оказывают всяческое содействие для перехода к новой системе хозяйства.

7. При отводах и выделах земель волостям, обществам, селениям, частям селений, Советским хозяйствам, коммунам, артелям и другим объединениям вся причитающаяся данному объединению площадь земли должна быть сведена в один сплошной отруб. Исключения допускаются лишь в случаях, когда сведение в сплошной отруб всей назначаемой к выделу или отводу земли возможно не иначе как при условии зачета одних угодий за угодья другого рода и вызывает по своей обширности коренное нарушение существующей системы хозяйства.

8. При всякого рода отводах и выделах обязательно уничтожаются путем обмена соответствующих земель существующая чересполосность в виде чередования, вклинивания или вкрапливания сторонних участков, длинноземелье, дальноземелье, неправильность очертаний и прочие недостатки расположения землепользований.

9. Для землеустроительных действий и землемерных работ командируются Земельным Отделом землемеры, причем на стороны, для которых производятся эти работы, возлагается обязанность безвозмездно предоставлять на местах производства работ: а) удобные для жилья и занятия помещения землемерам с отоплением, освещением и необходимою обстановкою; б) подводы для переездов землемеров при работах и для перевозки инструментов; в) рабочих пеших и конных с необходимыми орудиями; г) материалы для работ и изготовления граничных знаков. Если землеустроительные работы и землемерные действия производятся по частной инициативе, то означенная обязанность возлагается на ту сторону, по заявлению которой они исполняются; при производстве же их по заявлению всех заинтересованных сторон или в обязательном порядке указанные обязанности распределяются между сторонами по соглашению, а при отсутствии такового - пропорционально количеству земли, отводимой каждому из участников землеустройства.

10. При производстве землеустроительных действий и землемерных работ по отводу земель для нужд Советских хозяйств и прочих советских учреждений, организаций и предприятий расходы по означенным действиям и работам принимаются на счет государства.

11. В видах содействия наиболее целесообразному проведению в жизнь Положения о Социалистическом Землеустройстве по распоряжению Народного Комиссариата Земледелия могут быть производимы сплошные съемки губерний или отдельных районов.

12. Дела по производству землеустроительных действий, перечисленных в п. п. "а" - "ж" ст. 1 настоящей Инструкции, проходят в порядке их исполнения следующие стадии: а) подготовка дела, обсуждение в Земельных Отделах предварительных оснований и условий его производства и включение дела в план работ; б) составление проекта землеустройства и предъявление его сторонам; в) рассмотрение и утверждение проекта; г) приведение утвержденного проекта в исполнение в натуре; д) выдача документов подлежащим участникам землеустройства.

 

Глава II. Подготовка дела, обсуждение в Земельных Отделах

предварительных оснований и условий производства

и включение дела в план работ

 

13. Всякое землеустроительное дело, независимо от того, возникло ли оно по почину Земельных Отделов или по частной инициативе, предварительно обращения его к исполнению в натуре должно быть надлежаще подготовлено и включено в план работ.

14. Если землеустроительное дело возбуждается по частной инициативе, то соответствующее заявление подается заинтересованной стороной в Земельный Отдел того уезда, в пределах которого расположена подлежащая землеустройству земельная площадь.

Если заявление о землеустройстве подано учреждениям или должностным лицам с нарушением приведенного указания, то таковое заявление немедленно препровождается получившим его учреждением или должностным лицом в подлежащий Уездный Земельный Отдел с уведомлением об этом просителя.

15. Если из содержания заявления видно, что оно относится к производству действий, не установленных Положением о Социалистическом Землеустройстве, то такое заявление оставляется без последствий с уведомлением о том просителя. Если заявление относится к производству действий, предусмотренных названным Положением, но не подлежащих немедленному исполнению, то такое заявление получает дальнейшее движение только после устранения препятствий для его удовлетворения, о чем уведомляется проситель. Все прочие заявления, а также предположения о производстве работ по почину Земельного Отдела передаются инструктору по землемерной части в уезде для подготовки на месте. Уездному Земельному Отделу, по докладу инструктора предоставляется входить в Губернский Земельный Отдел с заявлением о командировании землемеров для подготовки дел.

16. Подготовка землеустроительных дел должна производиться в продолжение круглого года как в зимнее время, так и в течение полевого периода.

17. Назначенный для подготовки дел землемер: а) собирает и изучает относящиеся до дела плановые, статистические и проч. материалы, находящиеся в Губернском Межевом Архиве и других учреждениях; б) исследует формы существующего землепользования и потребность населения в различных видах товарищеских землепользований; в) устанавливает в результате своих объяснений с населением и осмотра на месте подлежащей землеустройству площади сущность предстоящих работ, заинтересованность в них населения и степень пользы, которую принесет населению принимаемая мера; г) исследует степень обеспеченности земель водою и необходимость каких-либо изысканий чрез специалистов; д) выясняет объем и характер предстоящей работы и всякого рода другие данные, которые характеризуют ее сущность, размеры и соответствие основным требованиям Положения о Социалистическом Землеустройстве.

18. Производство по подготовке дела со всеми собранными материалами и сведениями представляется землемером в Уездный Земельный Отдел при особом докладе, содержащем подробное изложение сущности и оснований предполагаемого землеустройства, с указанием времени, потребного для его исполнения.

19. Если за время подготовки дела, возникающего по частной инициативе, выяснится, что желания лиц, ходатайствующих о землеустройстве, не соответствуют землеустроительным требованиям, то землемер направляет дело в Уездный Земельный Отдел для прекращения, о чем объявляет просителям.

20. Если предстоящее землеустройство связано с производством мелиоративных, дорожных или других работ, то к рассмотрению дела в Земельном Отделе представляется доклад об этих работах соответствующих специалистов.

21. Подготовленные дела представляются в Губернский Земельный Отдел для включения в план работ и назначения исполнителей. Дела, признанные недостаточно подготовленными, а равно те, по коим Уездный Земельный Отдел не согласится с заключением землемера об их прекращении, обращаются к дополнительной подготовке через того же или другого землемера. Дела, признанные не подлежащими производству, прекращаются с уведомлением об этом заинтересованных сторон.

22. Представляемые Уездными Земельными Отделами для включения в план работ землеустроительные дела предварительно рассматриваются в Подотделе Землеустройства и Землемерно-Технической Части Губернского Земельного Отдела по принадлежности в отношении как подготовленности дел, так и соответствия предположенных работ основным требованиям Положения о социалистическом землеустройстве и технике поземельного устройства. В результате рассмотрения: а) включаются в проект плана работ дела, признанные подготовленными и отвечающими требованиям землеустройства; б) назначаются к возвращению в Уездные Земельные Отделы дела, признанные неподготовленными, и в) дела, не отвечающие задачам землеустройства, предназначаются к прекращению.

23. Заключения Подотдела Землеустройства и Землемерно-Технической Части представляются на утверждение Коллегии Губернского Земельного Отдела.

24. План землеустроительных работ составляется на зимний и летний периоды в отдельности. Уездные Земельные Отделы представляют дела в Губернский Земельный Отдел для включения в план работ по губернии на летний период не позднее 1-го февраля и зимний - 1-го сентября. Утвержденные Губернскими Земельными Отделами планы работ сообщаются в Народный Комиссариат Земледелия в двух экземплярах, по Отделам Землеустройства и Центральному Землемерно-Техническому, на летний период не позже 1-го апреля и зимний - 1-го ноября.

25. Землеустроительные работы исполняются исключительно по планам работ, составляемым и утверждаемым указанным выше порядком. Всякие изменения в очереди исполнения дел, включенных в план работ, равно как и включение новых дел, не предусмотренных планом, производится не иначе как с разрешения Губернского Земельного Отдела и лишь в исключительных случаях допускается исполнение работ вне плана Уездными Земельными Отделами по особым постановлениям, представляемым немедленно в Губернский Земельный Отдел.

26. При составлении плана работ Земельные Отделы руководствуются нижеследующими указаниями:

А) Отвод земли волостям и выделы земель сельскохозяйственным объединениям внутри волостей производятся по почину Земельных Отделов в следующей постепенности: а) отвод земли волостям и б) выделы земель наличным сельскохозяйственным объединениям.

Б) К исполнению вне очереди, указанной в п. "А", назначаются следующие работы, возникающие как по почину Земельных Отделов, так и по заявлениям учреждений, товариществ, предприятий: а) отвод земель для нужд Советских хозяйств, с.-х. коммун, артелей и других видов товарищеских форм землепользования; б) отвод земель для правительственных и общественных учреждений и предприятий, а также для других надобностей, когда такой отвод вызывается общественной полезностью начинания, для которого предназначается земля; в) установление губернских и уездных границ для надобностей землеустройства.

В) Прочие виды землеустроительных работ, независимо от того, по чьей инициативе они возникают, исполняются по мере возможности, в зависимости от наличности в распоряжении Земельных Отделов землемеров, свободных от поручений по работам, указанным в п. п. "А" и "Б".

 

Глава III. Производство отводов земель волостям

 

А. Учет населения и земель волости

 

27. Площадь земли, подлежащей разверстке между населением в пределах волостной единицы, определяется в соответствии с численностью проживающего в волости населения, имеющего право на земельное обеспечение, и с установленными нормами наделения.

28. Для выяснения состава населения, имеющего право на земельное обеспечение, производится учет всего трудового земледельческого населения волости по отдельным сельскохозяйственным объединениям. Для учета населения Волостной Земельный Отдел составляет по каждому хозяйству особый список, в котором подробно описывается личный состав хозяйства, также количество имеющегося скота и инвентаря, в частности, в отношении каждого лица, входящего в состав хозяйства, в списке указываются фамилия, имя и отчество, пол, возраст, семейное положение по отношению к домохозяину (жена, брат, сын и т.п.) и степень трудоспособности.

29. Вносимое в списки население в отношении права его на земельное обеспечение делится на три очереди с составлением для каждой из них особого списка. В списки первой очереди заносятся местное земледельческое население и местные сельскохозяйственные рабочие; второй - пришлое земледельческое население и третьей очереди - все неземледельческое население, проживающее на территории общества или волости.

30. К местному земледельческому населению (1-я очередь) причисляются: а) приписанные к обществам или волостям по месту постоянного проживания до 19 февраля 1918 года (т.е. до опубликования Закона о Социализации Земли) и лично занимающиеся земледельческим трудом, хотя бы они временно отсутствовали из мест приписки; б) те из неприписанных, которые водворились на территории общества или волости до 19-го февраля 1918 года, если они, постоянно проживая в месте водворения, занимаются самостоятельным земледельческим хозяйством или нанимаются на сельские работы и изъявят желание получить земельное обеспечение по месту пользования землей.

Примечание. Лица, приписанные к одному обществу и пользующиеся землей в селении другого общества, включаются в списки населения по месту пользования землей.

 

31. К пришлому земледельческому населению (2-я очередь) относятся водворившиеся на территории общества или волости или приписавшиеся к этим обществам или волостям после 19 февраля 1918 года, если они постоянно занимаются здесь земледелием или нанимаются на сельскохозяйственные работы.

32. В списки третьей очереди включаются: а) постоянно проживающие на стороне, приписанные к обществу или волости; б) занимающиеся неземледельческим трудом; в) несельскохозяйственные рабочие и г) временно проживающие.

Примечание. Означенные в п. п. "б", "в" и "г" настоящей статьи лица могут быть внесены в списки третьей очереди при условии приписки их к данному обществу или волости.

 

33. На основании составленных списков устанавливается для населения каждой из трех очередей: а) общее число едоков и б) число трудовых сил.

34. Составленные списки проверяются особой комиссией по назначению Уездного Земельного Отдела. О проверке списков комиссия составляет акт.

35. За сообщение заведомо неверных сведений при составлении списков виновные привлекаются к ответственности по суду Уездным Земельным Отделом.

36. Параллельно с учетом населения производится учет всех земель волости, причем составляются особые списки земель, не подлежащих распределению в единоличное пользование.

37. Учет земель производится назначенными для сего землемерами на основании планового материала и других данных. Имеющийся материал по мере надобности проверяется и дополняется в натуре путем рекогносцировки с применением инструментальных съемок только в случаях крайней необходимости.

38. На основании данных учета населения и земель землемер устанавливает в пределах волости по каждому обществу отдельно, сколько приходится в среднем различных земельных угодий: а) усадебной земли; б) пахотной земли, включая перелог; в) сенокосной; г) выгона; д) других малоудобных угодий, требующих улучшений; е) всей земли; 1) на каждую живую душу и 2) на каждую рабочую силу при условии наделения землей населения: а) только первой очереди; б) первой и второй; в) всех трех очередей.

39. Учитывая добытые сведения и местные естественно-экономические условия, землемер вырабатывает по каждому обществу предположение о желательном размере норм земельного наделения, о желательных формах землепользования и о наиболее целесообразном разрешении земельного вопроса в волости и свое заключение представляет в Уездный Земельный Отдел в виде особого доклада со всеми материалами по делу.

Означенное предположение, предварительно представленное Уездному Земельному Отделу, сообщается землемером местному Волостному Земельному Отделу, которому предоставляется свое заключение по существу доклада землемера, либо высказать землемеру для сообщения Уездному Земельному Отделу, либо сообщить непосредственно последнему.

40. Все производство по учету населения и земель Уездный Земельный Отдел представляет в Губернский Земельный Отдел со своим заключением.

 

Б. Установление норм земельного наделения

 

41. Выработка норм наделения возлагается на Губернские Земельные Отделы и производится при участии Губернских Статистических Учреждений. Вместе с тем Губернские Земельные Отделы ежемесячно сообщают Народному Комиссариату Земледелия о ходе и результатах работ по установлению норм.

42. Нормы наделения устанавливаются по соответствию с местными естественными и хозяйственно-экономическими условиями, для чего губерния разбивается на районы. При невозможности разбивки губернии на районы за отсутствием необходимых материалов нормы устанавливаются по каждой волости.

43. В основание для установления районов и норм кладутся материалы почвенных, оценочно-статистических и других специальных исследований, сельскохозяйственных и поземельных переписей и прочие могущие быть полезными данные.

44. Основанием для исчисления нормы наделения служит среднее трудовое хозяйство данного района, не применяющее наемного труда и не отпускающее на заработки членов семьи; размер нормы устанавливается по обычно встречающемуся в среднем хозяйстве составу сельскохозяйственных угодий.

45. Размер нормы наделения рассчитывается на наличную душу-едока, принимаемую за разверсточную единицу. По постановлению Губернского Земельного Отдела в определение норм могут быть внесены поправки в зависимости от состава семьи, возраста или трудоспособности.

Примечание. В тех случаях, когда нормы наделения определены из расчета на рабочую силу или произведены необходимые для сего предварительные вычисления, нормы эти могут быть сохранены по особому постановлению Губернского Земельного Отдела.

 

46. В случае недостатка земель в районе для наделения по норме и невозможности расселения или переселения определенные согласно ст. ст. 43 и 44 нормы наделения понижаются до общего среднего на разверсточную единицу размера всех подлежащих распределению в пределах района земель.

47. Для районов, в которых встречаются резко отличающиеся разряды почвы, устанавливаются пределы колебаний общерайонной нормы в зависимости от урожайности земель разных разрядов, но при этом количество распределяемых земель соответствующего района изменению не подлежит. Для тех местностей, где земля не может быть отведена полностью в соответствующем составе угодий по районной норме, допускается зачет одних угодий другими.

Примечание. Основания зачета угодий устанавливаются Уездными Земельными Отделами в соответствии с местными условиями.

 

48. При отводах земель коммунам установленные нормы наделения повышаются по постановлению Уездных Земельных Отделов.

49. Размер установленных норм наделения сообщается Уездным Земельным Отделам для руководства при отводе земель волостям.

 

В. Составление проекта волостного отвода

 

50. Все производство по учету населения и земель по волости и материалы по установлению районных (волостных) норм наделения передаются подлежащим Уездным Земельным Отделом землемеру, назначенному по плану работ для составления волостного землеотводного проекта.

51. Составление проектов землеустройства и перенесение их в натуре производится при участии уполномоченных устраиваемой и смежных волостей, а также представителей заинтересованных учреждений, предприятий и организаций. При составлении землеотводных проектов по волостям, прилегающим к уездным или губернским границам, для участия в землеустройстве приглашаются, помимо уполномоченных заинтересованных волостей, представители смежных Уездных или Губернских Земельных Отделов.

Упомянутые в этой статье уполномоченные избираются в числе не более трех от каждой заинтересованной волости.

52. Предварительно началу работ по каждому делу землемер посылает участникам землеустройства повестки с указанием дня, часа и места начала работ и распоряжается о доставлении в потребном количестве рабочих, подвод, орудий и материалов для работ, а также приготовлении помещения для землемера. Посылка повестки может быть заменена, смотря по удобству, личным объявлением землемера заинтересованным сторонам с отобранием от них о том подписки, в которой должно быть точно означено место и время явки. По приступу к работам во время производства все дальнейшие вызовы участвующих в деле лиц делаются землемером без посылки повесток, для чего землемер словесно объявляет присутствующим о дне и часе приступа к продолжению работ, занося об этом в протокол.

53. Отвод земли, подлежащей распределению в волости, проектируется в соответствии с размером районных (волостных) норм и численностью населения, подлежащего наделению, причем в основание определения размера отвода принимается по указанию Губернского Земельного Отдела численность населения либо только первых двух, либо всех очередей.

54. В состав волостного отвода подлежат включению в числе других земли, находившиеся в фактическом пользовании с.-х. объединений и отдельных землепользователей до опубликования Закона о Социализации Земли, т.е. до 19 февраля 1918 года, и полученные ими в надел либо в аренду, или купленные, или перешедшие в силу каких-либо других сделок.

55. Не включаются в состав земель, предоставляемых населению волости для распределения: а) земли, находящиеся в ведении Советских и общественных, культурно-просветительных учреждений (с.-х. школы, опытные поля и т.п.); б) бывшие земли нетрудового пользования, на которых организованы или предполагается организовать Советские хозяйства; в) бывшие земли нетрудового пользования, оставленные в ведении Земельных Отделов для организации товарищеского общего хозяйства; г) земли специального назначения: городские, селитебные, поселковые, курортные, занятые промышленными, фабрично-заводскими предприятиями, путями сообщения и т.д.; д) все вообще земли, ко времени вступления в силу Положения о Землеустройстве еще не распределенные в единоличное пользование, а также е) земли, зачисленные в установленном порядке в государственный колонизационный фонд.

Примечание. Порядок образования государственного колонизационного фонда определяется особой инструкцией Народного Комиссариата Земледелия.

 

56. Если общее количество земель, указанных в статье 54, превышает размер отвода, причитающийся населению волости по нормам, то против излишка нормы поступает в уездный земельный запас.

57. Если общее количество земель, указанных в статье 54, меньше причитающегося населению волости размера отвода по нормам, то недостающее количество прирезывается, если это оказывается возможным, по размеру и расположению уездного земельного запаса. При решении вопроса об увеличении волостного отвода путем прирезки должны быть приняты во внимание как общее количество земель в районе (уезде), так и интересы окрестного населения.

58. Все причитающиеся волости земли отводятся к одному месту с обязательным уничтожением существующей чересполосности, длинноземелья, вклинивания сторонних земель и прочих недостатков землепользования; изъятия из этого требования могут быть допущены лишь при безусловной невозможности его выполнения.

59. По мере окончательного проектирования вновь установленных границ таковые означаются в натуре граничными знаками и наносятся на план. По каждому землеустроительному делу ведется протокол, который ежедневно подписывается землемером.

Примечание. Форма граничных знаков и порядок их наложения определяются особыми правилами.

 

60. Если землеустройство производится по добровольному соглашению всех участвующих в деле сторон, то местоположение и границы отводимых земель и прочие условия землеустройства определяются соглашением; землемер обязан при этом лишь наблюдать, чтобы соглашения не противоречили постановлениям закона, указаниям настоящей Инструкции и требованиям правил техники поземельного устройства и чтобы стороны не впадали в явные ошибки в ущерб своим интересам, а также оказывать надлежащую техническую помощь для разъяснения всех вопросов и сомнений, возникающих у участников землеустройства.

61. Возникающие при проектировании границ волостных отводов споры рассматриваются на особых совещаниях с участием представителей спорящих сторон в равном числе, землемера и представителя Уездного Земельного Отдела. По соответствующему полномочию землемер может быть одновременно и представителем Уездного Земельного Отдела. На совещании землемер и представитель Земельного Отдела обязаны склонять стороны к миролюбивому окончанию спора, разъясняя им усмотренные неправильности притязаний и указывая справедливые условия миролюбивого соглашения. В подневный протокол, ведущийся по каждому землеустроительному делу, заносятся подробные записи об означенных совещаниях с изложением существа состоявшихся соглашений или мотивов, воспрепятствовавших таким соглашениям.

62. В случаях недостижения соглашения землемер обозначает в натуре, по указанию спорящих сторон, направление спорных границ временными знаками и наносит на землеустроительный проект как указываемое сторонами направление спорных границ, так и проектируемое им разрешение спора.

63. Спроектировав в натуре границы волостного отвода, землемер излагает составленный им проект в форме особого акта, который должен заключать в себе описание существа произведенных работ, вновь создаваемых земельных отношений, в частности, форм и размеров землепользований, и перечисление находящихся в волости участков как подлежащих, так и не подлежащих распределению. Означенный акт сопровождается проектным планом.

 

Г. Предъявление проекта волостного отвода

 

64. Землеустроительный проект предъявляется сторонам землемером по возможности на месте работ или поблизости от него при обязательном присутствии представителя Уездного Земельного Отдела. Неявка кого-либо из приглашенных сторон не останавливает предъявления проекта.

65. Землемер, установив, кто именно из приглашенных явился, прочитывает им проект, дополняет его необходимыми словесными разъяснениями, предъявляет и разъясняет проектный план и еще раз склоняет несогласных на проект (если таковые имеются) к миролюбивому соглашению.

Обо всех имеющихся спорах и претензиях заинтересованные стороны обязаны заявить землемеру при предъявлении проекта, после чего никакие заявления не принимаются.

66. В случае признания заявлений и возражений против проекта уважительными землемер обращает проект в надлежащих частях к пересоставлению и по исполнении этого вновь предъявляет его в порядке ст. ст. 64 и 65.

67. Если землемер признает заявления и возражения против проекта неосновательными, то он объявляет об этом присутствующим при предъявлении и объясняет, что разрешение всех заявлений и возражений, остающихся неустраненными при предъявлении проекта, зависит от Уездного Земельного Отдела, на утверждение которого вносится предъявленный проект.

68. О предъявлении проекта землемер составляет протокол, в котором указывает: а) кто присутствовал при предъявлении; б) какие поступили заявления и возражения против проекта и свое заключение по ним.

Протокол подписывается землемером, представителем Уездного Земельного Отдела и присутствующими; в случаях отказа кого-либо из присутствующих подписать протокол землемер оговаривает об этом в особой дополнительной надписи на протоколе.

69. Проект землеустройства вместе с протоколом и со всем производством по делу представляется землемером в Уездный Земельный Отдел.

 

Д. Рассмотрение, утверждение и исполнение проектов

 

70. Землеустроительные дела по предварительной подготовке их в подотделах Землеустройства и Землемерно-Техническом рассматриваются Коллегиями Уездных и Губернских Земельных Отделов по принадлежности в открытых или распорядительных заседаниях.

71. В открытых заседаниях Уездных Земельных Отделов рассматриваются дела по утверждению проектов землеустройства. В открытых заседаниях Губернских Земельных Отделов рассматриваются дела об утверждении проектов землеустройства, поступавшие по жалобам на постановления Уездных Земельных Отделов.

72. Все остальные дела, кроме указанных в ст. 71 (ходатайства о землеустройстве, жалобы на отказ в землеустройстве, производства по подготовке дел, составление плана работ, жалобы на действия землемера при производстве дела и т.п.), рассматриваются в распорядительных заседаниях Коллегии Земельных Отделов.

73. Распорядительные заседания происходят без извещения лиц, участвующих в деле, но в случае их прибытия они допускаются в заседание.

74. Открытые заседания происходят с обязательным вызовом всех участвующих в деле лиц, причем неявка вызываемых не останавливает рассмотрения дела. Доклад дела по утверждению проекта землеустройства возлагается на землемера, составившего проект, или его заместителя, которые участвуют в заседании с правом совещательного голоса.

75. Порядок производства дел в Уездном Земельном Отделе и вызова заинтересованных сторон в заседания Земельных Отделов определяется применительно к ст. ст. 21, 22, 24, 26, 27, 56, 58, 63, 66 - 73 Положения о Народном Суде (Собр. Узак., 1918, N 85, ст. 889).

76. По рассмотрении дела Уездный Земельный Отдел или утверждает проект без изменения, или изменяет его, или возвращает проект землемеру для пересоставления.

77. На постановления Уездного Земельного Отдела могут быть приносимы жалобы Губернскому Земельному Отделу в месячный срок со дня вынесения их. Означенные жалобы как в письменной, так и в устной форме подаются в Уездный Земельный Отдел, на постановления которого они приносятся, и представляются последним в Губернский Земельный Отдел в 7-дневный срок со дня подачи с необходимыми по жалобе объяснениями и со всем производством по делу.

78. Стороны заблаговременно извещаются Губернским Земельным Отделом о времени рассмотрения жалобы, но неприбытие их не останавливает решения дела. Порядок производства дел в Губернском Земельном Отделе определяется применительно к ст. 75 настоящей Инструкции. Постановления Губернского Земельного Отдела окончательны и обжалованию не подлежат.

79. По вступлении постановления Уездного Земельного Отдела об утверждении проекта землеустройства в силу, т.е. по истечении установленного для его обжалования срока, или по оставлении Губернским Земельным Отделом принесенных ему жалоб без последствий проект приводится в исполнение в натуре с наложением постоянных граничных знаков взамен временных, если таковые при составлении проекта были установлены.

80. Исполнение решения возлагается на землемера. Если вступившим в законную силу постановлением изменены предположенные в проекте границы, то землемер обязан произвести эти изменения в натуре и исправить предъявленный населению план.

 

Глава IV. Разверстание земель волостного отвода и выдел

земли внутри его различным сельскохозяйственным объединениям

 

81. Предъявленный населению волости земельный отвод разверстывается между обществами, селениями, частями селений, сельскохозяйственными коммунами, артелями и другими сельскохозяйственными объединениями, входящими в состав волости.

82. Если постановление Уездного Земельного Отдела об утверждении проекта волостного отвода не вступило в законную силу за обжалованием его заинтересованными сторонами в установленный срок в Губернский Земельный Отдел, то Уездный Земельный Отдел имеет право допустить полностью или частью производство работ по внутреннему разверстанию земель, проектированных к отводу волости, не ожидая окончательного постановления по делу в тех случаях, когда изложенные в жалобе поводы к отмене постановления Уездного Земельного Отдела представляются по его заключению явно неосновательными или когда отмена этого постановления после того, как упомянутые работы будут произведены, не может повлечь за собой при исправлении или переделке их существенных неудобств и ущерба для заинтересованных сторон.

Примечание. Отвод земли коммунам, артелям и другим видам товарищеских форм землепользования производится вне очереди.

 

83. В общее разверстание включаются все земли как единоличного, так и общего или общинного пользования, предоставленные населению волости в порядке гл. III настоящей Инструкции.

84. Размер участков, причитающихся обществам, селениям, частям селений, коммунам, артелям и др. с.-х. объединениям, определяется в соответствии с установленными нормами и с числом разверсточных единиц в каждом из объединений, получающих обособленный отвод.

85. При разверстании уничтожается совместность использования несколькими объединениями одних и тех же угодий. Если, однако, общества или селения, имеющие все или часть угодий в совместном пользовании, заявят желание большинством (3/4) голосов членов каждого из объединений о сохранении этих угодий в таковом пользовании и на дальнейшее время и если Уездный Земельный Отдел признает, что прекращение таких отношений повлечет существенное нарушение хозяйственных интересов этих объединений, то упомянутые угодья оставляются в их совместном пользовании.

86. Многодворные земельные общества и селения, земельное пользование которых представляет значительные неудобства для улучшения хозяйства, разделяются на более мелкие объединения с отводом каждому из них всех причитающихся земель в раздельное пользование.

87. Члены крупных с.-х. объединений в количестве не меньше 1/5 общего их числа, если оно не превышает 250-ти, а в объединениях более многолюдных в числе не менее 50-ти членов могут быть обособлены в самостоятельные объединения с отводом причитающейся им земли в особое пользование.

88. Сельскохозяйственные объединения и группы населения, имеющие право на отвод или выдел причитающейся им земли в обособленное пользование, должны заявить об этом чрез Волостной Земельный Отдел до приступа к работам по общему разверстанию волостного отвода.

89. При общем разверстании волостного отвода причитающаяся на долю безлошадных и безинвентарных граждан по каждому обществу или селению земля отводится к одному месту. Категории граждан, указанных в этой статье, устанавливаются особой комиссией, в состав которой входят: представитель Волостного Земельного Отдела, землемер и по два представителя от безлошадного и безинвентарного населения и от прочих граждан подлежащего с.-х. объединения. Все споры об отнесении граждан к категории безлошадных и безинвентарных разрешаются окончательно Уездными Земельными Отделами.

90. Причитающаяся на долю безлошадных и безинвентарных земля отводится по возможности смежно с советскими хозяйствами, коммунами и землей безлошадных и безинвентарных граждан соседних с.-х. объединений.

Местоположение отводимого безлошадным и безинвентарным гражданам участка определяется по возможности по добровольному соглашению между подлежащим сельскохозяйственным объединением и выделяющимися.

При недостижении соглашения для рассмотрения возникающих споров образуется особая комиссия, в состав которой входят: представитель Волостного Земельного Отдела, землемер и по два представителя от безлошадных и безинвентарных граждан и от подлежащего сельскохозяйственного объединения.

Все споры о местоположении отводимого безлошадным и безинвентарным гражданам участка решаются окончательно Уездными Земельными Отделами.

91. Граждане, получившие земельный отвод в порядке ст. 90, образуют самостоятельное с.-х. объединение. Форма землепользования на предоставленном им участке определяется самим объединением, но Земельные Отделы обязаны приложить все усилия, чтобы склонить их к переходу к товарищеским формам землепользования.

Для правильной организации хозяйства вновь образуемому объединению могут быть выдаваемы ссуды и пособия в порядке правил о выдаче ссуд и пособий на мероприятия по развитию сельского хозяйства от 23 февраля 1919 года (Собр. Узак., 1919, N 9, ст. 89).

92. Отводимые отдельным с.-х. объединениям земли проектируются: а) по возможности в одном сплошном отрубе и в необходимой по условиям хозяйства близости от места поселения с обязательным устранением чересполосности и б) в составе и взаимном соотношении угодий, наиболее отвечающих обычной в данной местности системе хозяйства.

93. При отводе земель коммунам, состоящим из лиц, уже пользующихся участками земли (б. надельными, отрубными, хуторскими и др.), расположенными в различных местах, означенные участки заменяются одним общим участком в потребном для коммун размере по возможности в смежности с площадью земли, обрабатываемой другой коммуной, или советским хозяйством.

94. Земля отводится также к одному месту по требованию меньшинства обществ в случае несогласия большинства на переход к общественной обработке земли.

95. При невозможности выполнения требований ст. 92 отводимая земля проектируется: а) в наименьшем числе отдельных участков, находящихся в необходимой по условиям хозяйства близости между собой и б) с зачетом одних угодий за угодья другого рода.

96. При проектировании земельных отводов и выделов учитывается возможность и необходимость проведения мелиоративных и др. мероприятий по улучшению землепользования, причем эти мероприятия, если они не могут быть исполнены одновременно с землеустройством, осуществляются по возможности безотлагательно, а самое землеустройство соображается с планом будущих мелиораций.

97. Земли общества или отдельного селения, полностью разверстанные на отрубные участки, оставляются за этими селениями или обществами в пределах нормы. Передвижка означенных земель при несогласии на это их пользователей может производиться лишь с особого разрешения Уездного Земельного Отдела, причем земельным органам вменяется в обязанность всесторонне разъяснить единоличным землепользователям преимущества товарищеского землепользования, всячески облегчая их переход к таковому.

98. Отрубные и хуторские участки, ранее образованные в порядке отдельных отводов или частичных разверстаний земель общества либо селений, могут быть оставляемы за их пользователями в пределах причитающегося им по норме размера отвода, если эти участки расположены группами и не создают чересполосности с землями смежных с.-х. объединений. Излишек против отвода, причитающегося по норме, отрезывается по возможности с одного края группового участка; недостаток же пополняется прирезкою из смежных земель, если это допускается состоянием местного земельного запаса и интересами смежного землепользования.

99. Если хуторские и отрубные участки своим расположением причиняют стеснение в землепользовании смежных с.-х. объединений, то означенные участки включаются в общую разверстку, а пользователям их предоставляются земли в другом месте соразмерно отводу, причитающемуся им по норме.

100. Необходимость включения хуторских или отрубных участков в общую разверстку устанавливается Волостным Земельным Отделом по рассмотрении заключения землемера. Жалобы заинтересованных сторон на постановления Волостного Земельного Отдела по делам о включении в общую разверстку хуторских или отрубных участков, а равно разногласия землемера и Волостного Земельного Отдела по названным делам разрешаются окончательно Уездными Земельными Отделами.

101. Участки, состоявшие до опубликования Закона о Социализации Земли (Собр. Узак., 1918, N 25, ст. 346) во владении членов общества или отдельных селений на подворном праве, а равно досрочно выкупленные или укрепленные, находящиеся в чересполосности с землями общин и прочих сельскохозяйственных объединений, включаются в общий состав отвода подлежащего объединения и поступают в пользование его членов на принятых в обществе или селении основаниях.

102. В случае переноса построек и других сооружений, имеющихся на участках единоличного пользования, включенных в общую разверстку в порядке ст. ст. 98 - 101, убытки, причиненные таким переносом, определяются особой оценочной комиссией по назначению Уездного Земельного Отдела с участием заинтересованных сторон и относятся за счет устраиваемого сельскохозяйственного объединения.

Примечание. По особому постановлению Губернского Земельного Отдела расходы эти могут быть возмещены из средств государства.

 

103. При производстве работ по разверстанию волостного отвода усадебные земли, предназначенные как для существующих, так и вновь намеченных поселений, отграничиваются особо от остальных земель.

104. Проекты разверстания волостных отводов и выделов земель из их состава составляются землемером при участии уполномоченных от заинтересованного населения. Необходимая при этом расценка угодий производится землемером при участии представителя Волостного Земельного Отдела, уполномоченных от заинтересованных сторон и по возможности специалиста-агронома.

105. Упомянутые в предыдущей статье уполномоченные избираются от каждого заинтересованного объединения в числе не более двух от каждого объединения. Отдельно заинтересованные землепользователи участвуют в деле лично или через доверенных, а заинтересованные в деле учреждения и предприятия - через своих представителей.

106. Составленные проекты распределения земли между населением волости предъявляются землемером в присутствии представителя Волостного Земельного Отдела собранию уполномоченных всех заинтересованных сторон. Предъявленные проекты считаются принятыми, если на это согласно простое большинство участвующих на собрании представителей. О предъявлении проекта населению составляется протокол.

107. В случае несогласия на составленный землеотводный проект последний по возможности перерабатывается. Если же претензии населения будут признаны представителем Волостного Земельного Отдела и землемером неосновательными, то проект представляется на утверждение Уездного Земельного Отдела в первоначальном виде.

108. Все возникающие при составлении землеотводного проекта споры разрешаются Волостным Земельным Отделом в открытом его заседании в присутствии составлявшего проект землемера и представителей заинтересованных сторон.

109. Постановление Волостного Земельного Отдела может быть обжаловано заинтересованной стороной в семидневный срок в Уездный Земельный Отдел. Жалоба подается через Волостной Земельный Отдел, который обязан в трехдневный срок со дня подачи жалобы представить таковую со своим заключением в Уездный Земельный Отдел.

110. Предъявленные населению землеотводные проекты, не вызвавшие споров при их предъявлении, поступают непосредственно на утверждение Уездного Земельного Отдела.

111. Землеотводные проекты, поступившие в Уездный Земельный Отдел как непосредственно, так и из Волостных Земельных Отделов по спорным делам, рассматриваются и утверждаются им в открытых заседаниях в присутствии составлявших проекты землемеров и представителей заинтересованных сторон. На этом же заседании разрешаются все возникшие по проекту споры, если они не ликвидированы в Волостных Земельных Отделах.

112. Порядок производства дел в Уездном Земельном Отделе определяется ст. 75 настоящей Инструкции.

113. Решения Уездных Земельных Отделов по вопросам, означенным в ст. 111, считаются окончательными и обжалованию по существу не подлежат. Копии этих решений в четырнадцатидневный срок представляются в Губернский Земельный Отдел.

114. Если Губернский Земельный Отдел обнаружит, что постановление Уездного Земельного Отдела в целом или какой-нибудь части противозаконно, то он имеет право отменить соответственное постановление Уездного Земельного Отдела и предложить ему перерешить дело в 14-дневный срок.

 

Глава V. Отвод земли учреждениям, обществам и предприятиям

 

115. Потребности в земле учреждений, обществ и предприятий, преследующих промышленные, культурно-просветительные, лечебные и другие общественно полезные цели, удовлетворяются отводом соответствующих участков.

116. Отвод земли Советским и общественным предприятиям и учреждениям возлагается: для предприятий местного (уездного) значения на Уездные Земельные Отделы, для предприятий, обществ и учреждений государственного и губернского значения - на Губернский Земельный Отдел.

117. Определение необходимости отвода и размера подлежащей отводу площади для предприятий, обществ и учреждений уездного значения возлагается на смешанную комиссию из представителей Уездного Земельного Отдела и органов заинтересованного ведомства, а при отводе земель для предприятий, обществ или учреждений, имеющих губернское или государственное значение, - из представителей Губернского Земельного Отдела и заинтересованного Губернского или Центральных органов подлежащего Народного Комиссариата в равном числе. В обоих случаях с правом совещательного голоса в означенную комиссию приглашаются представители прочих заинтересованных в этом деле сторон.

118. Постановления Уездного и Губернского Земельных Отделов по вопросам отвода земли в порядке ст. ст. 116 и 117 могут быть обжалованы в Губернский Земельный Отдел и Народный Комиссариат Земледелия по принадлежности в 14-дневный срок. Жалобы эти представляются в 7-дневный срок в Губернский Земельный Отдел или Народный Комиссариат Земледелия, постановления коих считаются окончательными.

119. Если отвод участка проектируется из состава земель, уже предоставленных в чье-либо пользование, то одновременно с определением его местоположения и пространства устанавливается, согласно примечанию к ст. 53 Закона о Социализации Земли, размер вознаграждения пользователю участка за положенный труд и расходы по улучшению участка, не окупленные за время пользования последним.

120. Для исполнения указанных в ст. 119 действий образуется по распоряжению Уездного Земельного Отдела особая оценочная комиссия, в состав которой входят: представитель от названного Земельного Отдела, заинтересованные стороны и сведущие лица. Постановление Комиссии поступает на утверждение Уездного Земельного Отдела и может быть обжаловано в 14-дневный срок в Губернский Земельный Отдел, решение которого окончательно.

121. В дальнейшем дела по отводу земель учреждениям, предприятиям и обществам в отношении подготовки, составления, предъявления, утверждения и исполнения проектов отводов и выдачи документов получают направление в общем порядке, предусмотренном соответствующими постановлениями настоящей Инструкции.

 

Глава VI. Отвод усадебных земель в сельских местностях

 

122. Под усадебной землей понимается участок земли определенного размера, занимаемый жилыми и хозяйственными постройками и служащий одновременно для иных хозяйственных надобностей.

123. Необходимые для усадебной оседлости разного рода сельскохозяйственных объединений земли отводятся по указанию местных Волостных Земельных Отделов.

124. Существующие усадебные участки, занятые строениями, садами, огородами и пасеками трудовых хозяйств, переделу не подлежат и остаются в пользовании тех домохозяев, которые ими пользовались ранее.

Примечание. Если размер усадебного участка, состоящего в пользовании домохозяина, не соответствует установленной норме, то на соответствующее количество земли может быть уменьшен или увеличен его полевой надел.

 

125. Вновь отводимые под усадебную оседлость земли должны быть разбиты на участки с обязательным соблюдением действующих постановлений о распланировании селений.

126. Все усадебные участки в каждом сельскохозяйственном объединении отводятся равномерно, причем размеры участков устанавливаются местными Волостными Земельными Отделами.

127. При составлении проекта разбивки усадебной земли на участки соблюдаются указания главы IV настоящей Инструкции.

128. Домохозяин, получивший или имеющий получить надел, имеет право на один усадебный участок по месту своей оседлости.

Примечание. Домохозяевами считаются граждане, ведущие отдельное хозяйство, сельское или домашнее, или ведущие таковое совместно с другими гражданами, но проживающие со своими семьями отдельно.

 

129. Если в пользовании домохозяина имеется несколько усадебных участков, то ему предоставляется сохранить в своем пользовании один из участков по своему усмотрению, а остальные участки поступают в распоряжение подлежащего сельскохозяйственного объединения.

130. Свободные участки составляют запас усадебных земель и предоставляются в пользование гражданам, не имеющим усадеб.

131. Усадебный участок по смерти домохозяина предоставляется на общем основании в пользование членам семьи умершего, а при отсутствии последних поступает в запас усадебных земель.

132. В случае отказа пользователя от усадебного участка последний со всеми строениями, находящимися на нем, поступает в запас усадебных земель.

133. Трудовые сады, огороды, пасеки, находящиеся вне черты усадебной оседлости, остаются за их пользователями в пределах нормы земельного наделения.

 

Глава VII. Отвод земель городам и поселениям городского типа

 

134. При производстве общегосударственных землеустроительных работ площадь земель, предоставленных городам и другим несельскохозяйственным поселениям, отграничивается в натуре от земель сельскохозяйственного назначения.

135. Отграничение земель городов и поселений городского типа производится как по заявлению Городских Советов или органов, их заменяющих, так и по инициативе Земельных Отделов.

136. В площадь земли, отграничиваемой для городов и других несельскохозяйственных поселений, входят земли: а) занятые усадебной оседлостью; б) необходимые для последующего расширения и благоустройства города; в) обслуживающие муниципальные сооружения (водопровод, канализация, ассенизация и проч.) и г) вообще необходимые городу для правильного ведения хозяйства.

137. Кроме сего, в пользование городов и поселений городского типа отводятся сельскохозяйственные угодья для удовлетворения общественных надобностей.

138. Проживающему в городах и поселениях городского типа земледельческому населению отводятся потребные для его земледельческого промысла земли особо от городских земель по установленным для данного района нормам на общих основаниях, причем составление предусмотренных ст. 28 настоящей Инструкции списков означенного населения и представление их в подлежащий Волостной Земельный Отдел возлагается на городские Советы или заменяющие их органы.

139. В отношении порядка определения размеров земли, отводимой городу или поселению городского типа, составления проекта отвода и дальнейшего движения соблюдаются соответствующие требования главы V настоящей Инструкции.

140. Земли, отведенные городам и поселениям городского типа, поступают в распоряжение соответствующих Городских Советов или заменяющих их органов, а предоставляемые земледельческому населению - в ведение местных Земельных Отделов.

 

Глава VIII. Установление губернских и уездных границ

 

141. При производстве работ по отводу земель волостям, примыкающим к границам губернии или уезда, устанавливаются в соответствующих частях и границы губернии или уезда.

В тех случаях, когда существующие административные границы уездов или губерний подвергаются при этом изменению, последние получают силу не иначе как по утверждении проектов изменения внутренних уездных границ местным Губернским Исполнительным Комитетом, а междугубернских - Народным Комиссариатом Земледелия по соглашению с Народным Комиссариатом Внутренних Дел, а самое проектирование границ в натуре производится с вызовом представителей заинтересованных Губернских или Уездных Исполнительных Комитетов, причем, однако, неявка вызванных лиц не останавливает составление проектов отводов земель пограничным волостям.

142. Если установление той или иной части губернской или уездной границы будет признано Губернским или Уездным Исполнительным Комитетом по принадлежности необходимым до приступа к землеотводным работам в тех или иных отдельных волостях, то таковое установление производится в качестве самостоятельного действия.

143. Границы губерний и уездов устанавливаются по фактическому пользованию, хотя бы оно и противоречило плановым данным, причем в случае необходимости производится выпрямление границ путем обмена смежных земель.

Примечание. Фактическим пользованием признается бесспорное пользование землей до 1 марта 1917 г.

 

144. Надельные земли селений других уездов считать за этими селениями, если граждане этих селений до 1 марта 1917 года фактически пользовались этой землей с применением личного труда. В этом случае надельные земли по возможности должны быть сведены к одному месту - границе уезда, для чего в случае надобности обмениваются на земли смежных уездов.

145. Земли, купленные обществами селений других уездов, приравниваются к надельным, и на них распространяются действия ст. 144 настоящей Инструкции.

146. Земли товарищеские, в состав которых входит более 2/3 домохозяев данного сельского общества, признаются за земли этого общества, и на них распространяется действие ст. 144 настоящей Инструкции.

147. В прочих случаях при отсутствии указанных выше условий упомянутые земли остаются в составе земель того района, в котором расположены, и используются на общих основаниях.

148. Для определения губернских и уездных границ в случаях, когда эти границы устанавливаются до приступа к землеотводным работам, образуется комиссия, в состав которой входят: в первом случае - представители от смежных губерний и уездов Губернского Исполнительного Комитета, Губернского Земельного Отдела, Уездного Земельного Отдела и землемер. Во втором случае представители смежных уездов: Исполнительного Комитета, Уездного Земельного Отдела и землемер. В состав комиссии приглашаются с правом совещательного голоса представители от заинтересованных обществ и селений в числе не более двух от каждого.

149. Составленные комиссиями проекты границ в виде схематических чертежей вместе со всем производством, заявлениями и претензиями представителей заинтересованных сторон, а также заключением подлежащих Исполнительных Комитетов и Земельных Отделов представляются на утверждение Губернского Исполнительного Комитета или Народного Комиссариата Земледелия по соглашению с Народным Комиссариатом Внутренних Дел по принадлежности.

 

Глава IX. Составление и выдача землеустроительных документов

 

150. Документами на право землепользования являются землеотводные записи.

151. Землеотводные записи составляются по ходатайствам о том заинтересованных сторон Землемерно-Технической Частью Земельных Отделов на каждое обособленное землепользование, образованное в натуре на основании утвержденных проектов землеустройства, и выдаются чрез подлежащие Уездные Земельные Отделы.

152. В землеотводной записи означаются: а) год, месяц и число составления записи; б) учреждение, составляющее и выдающее запись; в) губерния, уезд, волость, общество или селение, где расположено землепользование; г) наименование землепользования, если таковое имеется, и землепользователя, на имя которого составляется землеотводная запись; д) число едоков и трудовых сил, на которое отведено данное землепользование; е) количество удобных и неудобных земель, включенных в состав землепользования; ж) смежные земли, граничащие с землепользованием; з) особые условия, с которыми сопряжено пользование отведенною землею, если таковые условия имеют место, и и) номер, под которым данное землепользование значится на Волостной карте и в Волостном Земельном списке.

153. Землеотводные записи утверждаются Губернским Земским Отделом с приложением печати Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.

154. При отводе земель Советским хозяйствам, сельскохозяйственным коммунам и прочим объединениям с товарищескими формами землепользования, а также правительственным и общественным учреждениям и предприятиям сверх землеотводных записей составляются и выдаются по заявлениям названных организаций планы отведенных им землепользований в виде копий или выкопировок с утвержденных проектных планов соответствующих земельных отводов. Подлинные проектные планы с относящимися к ним материалами передаются на хранение в архивы Землемерно-Технических Частей.

155. Формы землеотводных записей и планов устанавливаются особыми инструкциями Народного Комиссариата Земледелия.

 

Глава X. Расселение

 

156. Перемещение земледельческого населения по территории губернии, производимое в порядке землеустройства, считается расселением и ведается местными органами Землеустройства Народного Комиссариата Земледелия. Перемещение населения за пределы губернии, связанное с новой организацией хозяйства на непредназначенном для нужд местного расселения фонде, считается переселением и ведается Центральным органом Народного Комиссариата Земледелия.

157. Расселение может совершаться в порядке добровольном и обязательном.

158. Обязательное расселение производится: 1) при отсутствии и недостатке в данном землеустроительном районе земли для наделения всего местного населения либо 2) при признании подлежащими Земельными Отделами невозможности ведения отдельными лицами правильного сельского хозяйства за отдаленностью сельскохозяйственных площадей от местожительства (дальноземелье, чересполосность и проч.).

159. Установление необходимости расселения в каждом отдельном случае предоставляется Волостным Земельным Отделам, постановления которых подлежат утверждению: при расселении в пределах уезда - Уездного Земельного Отдела, а при расселении за пределы данного уезда - Губернского Земельного Отдела.

160. Лица, подлежащие по тем или иным основаниям расселению, вносятся при составлении землеустроительного проекта в особый список, причем в отношении лиц, расселяемых в пределах землеустраиваемой площади, должно быть указано, последовало ли согласие их на расселение, а по отношению к лицам, подлежащим устройству за пределами землеустраиваемой площади, район желаемого нового поселения.

161. При установлении круга лиц, подлежащих расселению в обязательном порядке в пределах района, обнимаемого данным проектом землеустройства, соблюдается следующая постепенность: в первую очередь не имеющие усадебной оседлости, безлошадные и безинвентарные, во 2-ю - вновь организующие свое хозяйство, а в 3-ю - имеющие ветхие усадебные постройки, в 4-ю - большесильные трудовые семьи, в 5-ю - малосильные семьи.

Примечание. В случае одинаковости условий, в которых будет находиться ряд лиц, вопрос о том, кто именно из них должен входить в состав расселяемых, решается жребием.

 

162. Перенос усадебных построек расселяющихся производится за счет остающихся на прежних местах членов землеустраиваемого сельскохозяйственного объединения. При этом в случае невыгодности переноса построек таковые остаются на прежних местах с выдачей владельцам их соответствующего вознаграждения и поступают в распоряжение местных Земельных Отделов.

Примечание. При расселении допускается обмен каменных построек на деревянные, более удобные для переноса.

 

163. Размер причитающегося расселяемым вознаграждения за перенос или оставление усадебных построек определяется особой оценочной комиссией в составе представителей: Местного Земельного Отдела, землеустраиваемого объединения, группы расселяемых и составителя землеустроительного проекта. Постановления этой комиссии утверждаются Волостным Земельным Отделом и могут быть обжалованы в 7-дневный срок в Уездный Земельный Отдел, решения которого по настоящим делам окончательны.

164. Установленное в порядке ст. 163 вознаграждение выдается расселяющимся при фактическом оставлении ими их прежней усадебной оседлости Волостными Земельными Отделами, которые затем взыскивают эту сумму путем разверстки ее в бесспорном порядке с остающихся на прежних местах членов землеустроенного сельскохозяйственного объединения.

165. Срок для оставления расселяющимся своей прежней оседлости устанавливается Уездными Земельными Отделами по представлениям Волостных Земельных Отделов.

Примечание. До истечения определенного в порядке настоящей статьи срока расселяемые имеют право на пользование усадебной оседлостью и земельным наделом на одинаковых основаниях с остающимися на месте членами землеустраиваемого сельскохозяйственного объединения, если пользование указанным для нового ведения хозяйства участком является затруднительным без немедленного на него перемещения.

 

166. По завершении Волостного Землеустройства все остающиеся за сим земельные излишки поступают в распоряжение Уездного Земельного Отдела и образуют уездный земельный запас, предназначенный для наделения из него всех расселяемых, за отсутствием земли из волостей данного уезда.

167. О всех лицах, не получивших наделов при Волостном Землеустройстве и подлежащих устройству в пределах уезда, Волостные Земельные Отделы немедленно сообщают Уездному Земельному Отделу, который регистрирует и озабочивается скорейшим земельным устройством в пределах своего земельного запаса, сообразуясь при этом с теми предельными сроками, кои назначены расселяющимся в порядке Волостного Землеустройства для оставления ими прежнего местожительства.

168. По завершении землеустройства в уезде все остающиеся земельные излишки поступают в распоряжение Губернского Земельного Отдела и образуют губернский земельный запас, предназначенный для устройства на нем расселяемых из уездов данной губернии, а также для других общегубернских надобностей.

169. О всех лицах, подлежащих устройству на губернском земельном запасе, Уездные Земельные Отделы немедленно сообщают Губернскому Земельному Отделу, который их регистрирует и озабочивается скорейшим их земельным устройством, сообразуясь с назначенными предельными сроками для оставления места прежнего жительства.

170. Губернские и уездные земельные запасы должны быть соответственно мелиорированы и подготовлены для поселения. На обязанности Губернских и Уездных Земельных Отделов лежит наблюдение, чтобы предназначенные для водворения расселяемых земельные площади были обеспечены всеми видами угодий, необходимых для ведения сельского хозяйства, а также питьевой водой и дорогами и по возможности подходили бы к хозяйственным навыкам расселяемых.

171. По завершении землеустройства по губернии весь образовавшийся земельный запас причисляется к колонизационному земельному фонду Республики, состоящему в единственном распоряжении Народного Комиссариата Земледелия и предназначаемому для нужд населения всей Республики и общегосударственных потребностей.

172. Список лиц земельно неустроенных в пределах данной губернии и подлежащих наделению землей из колонизационного фонда Республики с показанием в них районов желаемого переселения представляется в Переселенческий Отдел Народного Комиссариата Земледелия, который и устраивает нуждающихся в том при посредстве специальных своих органов в порядке особых правил о переселении на колонизационный фонд Республики.

 

Народный Комиссар Земледелия

С.СЕРЕДА

 

 

 


 
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010.
Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы.

При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка на Tehnorma.RU обязательна.


Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием.
 
Яндекс цитирования